Станут ли путешественники более защищенными от мошенничества, если турагентов обяжут работать от имени и по поручению ТО? Слово Борису Бурыкину, председателю совета директоров «Асент Трэвел». У него есть веский повод высказаться по теме.
В конце мая была поставлена точка в конфликте двухлетней давности: мы выиграли суд у туристов, которые забронировали туры «Асента» у ТА «В отпуск», а когда оно исчезло с деньгами, переадресовали претензии к нам. Решение по этому делу фактически совпало по времени с предложением поправок в закон «О туризме». И теперь эту историю подчас приводят как аргумент в пользу актуальности депутатской инициативы – работай, мол, «В отпуск» от имени и по поручению «Асента», туристы получили бы компенсации от туроператора.
Пострадавших, конечно, по-человечески жаль, и мы как могли старались им помочь – перебронировали поездки на другие даты, по возможности давали скидки и так далее. При этом надо понимать – речь шла о банальном мошенничестве со стороны розничного продавца. И я очень сомневаюсь, что в подобных случаях изменения в схеме взаимодействия «туроператор – турагент» вроде тех, что сейчас предлагаются, решат проблемы клиентов. Кстати, сомнения эти разделяют и многие юристы.
Между тем, если поправки примут, сильно усложнятся отношения между добросовестными участниками рынка. Я считаю, что взаимного доверия станет меньше. Туроператорам, естественно, не захочется отвечать за недоработки турагентств. Поэтому собственную розницу будут активно развивать, а независимую – зажимать. И не только гарантийными депозитами, а и введением, например, «внутренней сертификации». То есть поставщики начнут вырабатывать свои критерии оценки агентств – кто надежен, а кто не очень. И, соответственно, сильно дифференцировать комиссионное вознаграждение разным «категориям».
Самостоятельные агентства, не пожелавшие «прибиться» к какому-либо туроператору, конечно, попытаются сопротивляться. Сбиваться в «стаи» (например, создавая ассоциации) и стараться уменьшать тем самым расходы – оформлять один депозит на всех, торговаться за повышенные проценты для своего объединения и т. д.
И еще. Среди ТА быстро наберет популярность и без того модное сейчас «динамическое пакетирование», а по сути – «серый» туроперейтинг, продажа перевозки и «наземки» по отдельности. Схема тут же прорастет на отечественных дрожжах махровой плесенью – раз нет ответственности по фингарантиям, продукт, скорее всего, будет подбираться самый дешевый. Ну а когда претензии туристов к качеству превысят критическую массу, выход известен: завтра мы будем называться не «Путевки бесплатно», а «Путевки бесплатно плюс». Пострадает имидж отрасли в целом, а также «официальные» участники рынка – от недобросовестной конкуренции.
Логика действий власти понятна – усилить контроль турбизнеса, чтобы избежать социального взрыва, который весьма вероятен, если громкие скандалы в туризме будут возникать так же часто, как в последний год. Однако на всякую поправку в закон у турфирм найдется свой «ход конем». А вот станет ли в результате лучше туристам, во благо которых вроде бы и декларируются изменения в правилах игры, – большой вопрос.