Поездка в Ниццу сорвалась из-за угрозы прерывания беременности его жены
Иногда судебные прецеденты могут стать примерами лайфхаков для туристов. Один из них: как возвратить полную стоимость невозвратных билетов. Оказывается, это возможно, потребуется всего лишь год на разбирательства. Что, впрочем, не испугало настойчивых туристов из Санкт-Петербурга, которые собирались ехать на поезде в Ниццу, но из-за ухудшения состояния здоровья беременной жены семья пересмотрела свои планы.
Чета Смирновых (фамилия туристов изменена) собиралась отдохнуть во Франции. 20 августа прошлого года в кассе Финляндского железнодорожного вокзала туристы купили билеты на двоих на международный поезд из Москвы в Ниццу и обратно с датами отправления 17 и 26 сентября.
Билеты оформлялись по тарифу Voyage, и пассажиры изначально были извещены, что они являются невозвратными. Однако за две недели до начала путешествия глава семьи обратился к пассажирской компании с заявлением о расторжении договоров купли-продажи, возврате билетов и требованием выплаты их полной стоимости в связи с ухудшением состояния здоровья жены и угрозой прерывания её беременности, приложив к заявлению соответствующую медицинскую справку. И ожидаемо 17 сентября получил письменный отказ с указанием на то, что приобретённые проездные билеты по тарифу Voyage с предоставлением скидки с действующей стоимости проезда (билет и плацкарта) в размере 20 % по всем государствам являются невозвратными на основании телеграммы ОАО «РЖД» № 1190 от 27.01.2014 г.
Недолго думая, туристы пошли в суд и выиграли. 19 апреля 2016 г. решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга с АО «Федеральная пассажирская компания» в пользу Смирновых взысканы стоимость железнодорожных билетов в сумме 93 900,80 рублей, штраф в размере 5 000 рублей и государственная пошлина 3 167,03 рублей в доход государства.
Мотивы принятого решения
В соответствии с п. 85 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утверждённых Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. № 473, пассажир имеет право получить полную стоимость проезда в поезде дальнего следования (стоимость билета и стоимость плацкарты), плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования). При условии, если возврат неиспользованного проездного билета, приобретённого для проезда в составе организованной группы пассажиров, перевозчику осуществлен не позднее чем за семь суток до отправления поезда.
Доводы ответчика
Возражая против заявленных истцом требований, ответчик указал, что Российская Федерация подписала Конвенцию о международных железнодорожных перевозках от 09.05.1980 г. В соответствии с Соглашением о международном пассажирском сообщении 1951 г. к любому договору железнодорожной перевозки пассажиров, если место отправки и назначение расположены в двух различных государствах – членах Соглашения, применяются единые правовые предписания. Согласно им перевозчики могут устанавливать для определённых сообщений особые условия перевозки.
Эти особые условия были утверждены и введены в действие распоряжением АО «ФПК» 28 января 2014 года. В разделе 9 сказано, что возврат неиспользованных проездных билетов, оформленных по тарифу Voyage, не производится, в том числе если изменение условий договора перевозки произошло по вынужденным причинам пассажира (болезнь, несчастный случай и т. д.).
Также ответчик указал, что в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» при оформлении договора купли-продажи билетов истцам была доведена информация о том, что приобретаемые ими проездные билеты не подлежат возврату, при этом «Особые условия» размещены на официальном сайте РЖД, на стендах в пунктах продажи проездных документов.
В итоге АО «Федеральная пассажирская компания» подала апелляционную жалобу и просила отменить решение суда, называя его незаконным и необоснованным. В свою очередь, туристы также не были согласны с размером присуждённого штрафа, просили пересмотреть решение и взыскать с ответчика помимо стоимости билетов ещё 46 950 рублей.
13 октября апелляционным определением прежний вердикт оставлен без изменений. Суд посчитал, что пассажиры не были должным образом информированы об особых условиях перевозки, поэтому им следует вернуть полную стоимость билетов, а размер штрафа оставить таким, как определил суд первой инстанции.
«Предметом исследования суда первой инстанции являлись представленные ответчиком в материалах дела аудиозаписи «кассир-пассажир» от 15.09.2015 г. и от 20.05.2015 г. объяснительные билетных кассиров, распечатка с интернет-сайта РЖД, оценив которые суд пришёл к выводу о том, что информация о невозвратности билетов истцам не была представлена своевременно и в полном объёме, следовательно, ответчиком (продавцом) нарушены права истцов как потребителей, предусмотренные ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», – сказано в апелляционном решении.
Алексей Кусков приводит аргументы. Во-первых, по умолчанию билет – это договор на перевозку. Во-вторых, любой договор согласно Гражданскому кодексу РФ может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке. И наконец, в-третьих, в отношении услуг Закон РФ «О защите прав потребителей» и ГК РФ говорят так: можно расторгнуть договор с условием выплаты исполнителю фактически понесённых расходов, которые, кстати, исполнитель должен надлежащим образом доказать. «Если у исполнителя транспортных услуг в данном случае возникли такие фактически понесённые расходы в виде невозвратной брони, то надо это доказать, подтвердить факт того, что какие-то денежные средства были удержаны», – подытожил эксперт.
Кстати, у юриста буквально неделю назад завершилось аналогичное дело к авиакомпании «Победа». У его клиентки начался острый отит, при котором перелёты противопоказаны, и она сдала невозвратные билеты. По словам Алексея Кускова, на основании п. 227 ФАП вся сумма невозвратных билетов авиакомпаний подлежит возврату при условии болезни пассажира с наличием противопоказаний к поездкам на моменты совершения выездов (вылетов), несмотря на то что авиакомпании обычно очень сопротивляются.