Из-за ошибки в тексте договора чуть не пострадал невинный, а в итоге был наказан агент
Есть такое понятие: правоприменительная практика. Она порой идет вразрез и с буквой закона, и с духом его, и вообще со здравым смыслом. Еще существует так называемый человеческий фактор. Достаточно какому-то исполнителю перепутать пару букв в юридическом документе, чтобы навлечь большие проблемы не только на своего работодателя, но порой и на третьих лиц, вообще непричастных к делу.
Именно так произошло однажды в Татарстане. Эту историю рассказала редакции директор обособленного подразделения компании BLS Custos Group в Казани Евгения Тухбаева. В двух судебных инстанциях – первой, а затем апелляционной – Евгения вместе с коллегами представляла интересы туроператора, который оказался замешан в судебном процессе из-за халатности турагента.
Часть I. Место действия – Набережные Челны
Ошибочка вышла
В начале июля 2014 года турист и турагент заключили договор о реализации туристского продукта. По условиям договора турист вместе с компаньоном должны были отправиться на отдых в Египет из Москвы 15 июля 2014 года, а вернуться обратно 21 июля. Тур стоил 41 390 рублей и был оплачен туристом своевременно.
Добираться в Москву из Набережных Челнов туристы решили самостоятельно и приобрели билеты на стыковочный рейс Казань – Москва, рассчитав время таким образом, чтобы успеть на свой самолет в Египет. Однако через несколько дней время вылета из московского аэропорта изменилось – как известно, с чартерными рейсами туроператоров такое бывает. Узнав об этом,
турист решил, что менять билеты из Казани в Москву будет невыгодно, и потому ему проще было бы вовсе никуда не лететь.
Он отказался от отдыха, и турагентство благополучно аннулировало тур. Но позже турист захотел вернуть все свои деньги и обратился в суд, требуя назад полную стоимость тура, да еще компенсацию морального вреда. Ответчиками в иске были указаны турагент и туроператор.
Тут-то и выяснилось, что при оформлении тура и заключении договора о реализации туристского продукта с туристом сотрудник агентства неверно указал название туроператора. Точнее, он указал совершенно другую, не имеющую к этой истории никакого отношения компанию, у которой было просто созвучное название с поставщиком.
В суде этот туроператор, которого привлекли к разбирательству ошибочно, всячески пытался доказать, что не получал никаких денег за тур, не получал на него заявки и вообще не имеет к делу отношения. Он даже предоставил служителям закона справку из банка о том, что оплата по такому-то туру в такие-то сроки не поступала. Но суд не внял доводам, посчитав их неубедительными, и постановил взыскать денежные средства в полном объеме с непричастного туроператора. При этом турагенту даже не задали никаких вопросов, а его реальный поставщик не был привлечен в качестве соответчика.
Часть II. Место действия – Казань
Фемида действует
Не согласившись с решением суда первой инстанции, непричастный туроператор подал апелляционную жалобу в Верховный суд Татарстана, и дело было рассмотрено уже второй раз в рамках апелляционного производства.
На этот раз суд стал вникать в дело, разбираться и задавать вопросы, и в итоге пришел к выводам, что деньги действительно были взысканы с туроператора, который здесь абсолютно ни при чем.
Однако привлечь к суду «правильного» туроператора в рамках апелляционного производства оказалось невозможным – это было обязанностью суда первой инстанции. И тогда казанская Фемида посчитала правильным в данном случае взыскать деньги с турагента.
Де-юре это действительно закреплено в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»: в договоре, заключаемом между туристом и турагентом, обязательно должен быть указан туроператор, сформировавший туристский продукт, а также данные о его финансовом обеспечении, гарантиях и т.д. Поскольку в данном случае был указан совершенно другой туроператор, и виноват в этом турагент, лишивший туриста права обратиться к надлежащему туроператору, то он и должен нести ответственность за свою ошибку.
Эпилог
Насколько нам известно, турагент собирался впоследствии обжаловать решение уже в кассационном порядке, но пока, видимо, руки до этого не дошли.
В заключение хотелось бы порекомендовать турагентам быть более внимательными при оформлении документов. Этот пример наглядно демонстрирует, как одна ошибка может создать всем большие проблемы.