Маркетинговые исследования туристического рынка. Итог сезона зима-2011/12
По данным Росстата, частота заграничных поездок наших сограждан непрерывно увеличивается уже несколько лет. Это плюс. Ведь туристическому рынку растущие объемы явно не идут впрок: маховик конкуренции раскручивается все быстрее, прибыль стремится к минимуму, разоряются даже, казалось бы, устойчивые компании. Это минус. Испуганные туристы затаились: кто-то уходит в Интернет, кто-то выжидает. Снова минус. Но есть надежда на приближающееся лето и предстоящий приток новых бронирований. Это, конечно, плюс, но об этом говорить пока рано. А пока подведем итоги минувшего сезона в рейтингах популярности направлений и предпочтений сотрудничества.
Выводы о ценовой политике компаний были сделаны на основании анализа данных, предоставленных туристической поисковой системой Sletat.ru, а также с учетом комментариев экспертов: Владимира Каганера (TEZ Tour), Василия Яковлева, Светланы Голубничей, Натальи Азаровой (ICS Travel Group), Ольги Столярчук («Карибский Клуб»), Елены Конкиной (ITC), Андрея Кузнецова, Максима Пашкова («Южный Крест»), Александра Туголукова, Дарьи Тазиковой («Библио Глобус»), Оксаны Иванченковой, Светланы Давидюк («ИнтАэр»), Виктории Кизимовой («Мегаполюс Турс»), Реваза Мгеладзе (BTA Travel), Анны Подгорной («Пегас Туристик»), Анатолия Гаркушина («Пантеон»), Екатерины Михеевой («Мальдивиана»), Людмилы Федоровой, Дарьи Дмитриевой («Трансаэро Тур»), Геннадия Косарева («Русский Экспресс»), Сергея Приголовкина (ПАКС), Дмитрия Арутюнова, Маргариты Кузьминой («Арт-Тур»), Маргариты Давликановой, Марии Овсянниковой («Натали Турс»), Юлии Собканюк (ITM Group), Юрия Соболева («НТК Интурист»), Ильи Иткина (PAC Group).
Мода и сохранение
Рейтинг популярности направлений туризма. Итог сезона зима-2011/12
Топ-лист туристических направлений зимы, составленный по итогам голосования московских турагентств, в этот раз не претерпел больших изменений. Географию турпотоков, судя по всему, определял тот же вектор, что и год назад. И направлен он был куда угодно, только не в Египет.
Наводнению вопреки
У тайского министерства по туризму есть повод для радости. По итогам 2011 года турпоток из России впервые перевалил за миллион туристов! Для сравнения, годом ранее тайцы насчитали 611 тыс. гостей из нашей страны. Разница, вероятно, была бы еще более впечатляющей, если бы не сильнейшее наводнение. Случилось оно, напомним, в октябре и продолжалось почти месяц. И хотя значимого влияния на туристическую инфраструктуру стихия не оказала, имиджевые последствия ощущались еще долго. Чуть ли не весь сезон турагентам и туроператорам приходилось убеждать клиентов, что на курортах половодья не было и нормальному отдыху ничто не угрожает. Кроме того, пострадала рентабельность программ, так как вплоть до новогодних праздников пришлось стимулировать спрос спецпредложениями.
Выручило то, что для многих туристов недорогой Таиланд стал безальтернативным вариантом зимнего пляжного отпуска, так как информационный фон вокруг Египта по прежнему неблагоприятный.
В глубоком подполье
Рейтинг зафиксировал окончательный сдвиг в приоритетах организованного туррынка. Таиланд по итогам опроса получил прибавку в 5,8% голосов, Египет, наоборот, недополучил 4,3%. Эта страна пока продолжает оставаться на втором месте в топ-листе, но ситуацию с продажами туроператоры характеризуют как очень печальную. Никакие спецпредложения не помогли, объемы пришлось урезать дважды. Сначала перед сезоном, а потом и после худо-бедно продавшихся новогодних праздников. В самом трудном месяце, феврале, по оценкам участников рынка, было снято до 80% процентов перевозки.
Правда, с надеждой, что в марте-апреле все-таки произойдет традиционный подъем спроса. Но по этому поводу есть сомнения.
Во-первых, из Египта продолжают приходить тревожные новости. То автобусы на дороге заблокируют, то бедуины отель захватят.
Во-вторых, эксперты констатируют снижение качества сервиса в египетских отелях, которые в условиях спада турпотока вынуждены экономить. В том числе и на персонале.
В-третьих, туроператоров огорчает пассивность египетского министерства по туризму. «Именно сейчас очень важны меры по поддержке спроса, антикризисные действия, но Минтуризма, похоже, ушло в глубокое подполье, чиновники боятся потерять свои места», – говорят участники рынка. Все эти факторы не прибавляют оптимизма, особенно в преддверии лета, когда за границу выезжает преимущественно семейная публика с детьми.
Соблазнов больше
Вернемся к итогам зимы. Доминиканская Республика утяжелила свою бронзу в рейтинге популярности направлений, получив дополнительные 2% предпочтений. Возможно, хорошую рекламу ей сделал предыдущий сезон, когда из-за колоссального профицита перевозки в спецпредложения закладывался убыток до $1000 с турпакета. По отзывам экспертов, в этом году переизбыток авиакресел сохранился на уровне 25%. Это плохо сказывалось на рентабельности, но и не обрушивало ее.
Так что причина роста популярности вряд ли связана с ценами. Доминикана, которая славится шикарными пляжами и отелями, вероятно, постепенно оттягивает платежеспособную клиентуру с южноазиатских направлений. И прежде всего – с острова Бали, который находится на сопоставимом с Доминиканой расстоянии от Москвы. Индонезия, в отличие от Доминиканы, очень давно культивируется туроператорами, и похоже, что в последние годы это поле уже не дает былого урожая.
В подтверждение сошлемся на рейтинг. За два сезона результат Индонезии уменьшился вдвое: с 5,9% по итогам зимы-2009/2010 до нынешних 2,8%. Кстати, похожая ситуация может произойти с Мальдивами. Эта страна – признанный пляжный бренд – наработала хорошую клиентскую базу в России, но большого резерва для роста не имеет.
Во-первых, мешает крайне ограниченная отельная база.
Во-вторых, у туристов появляется все больше соблазнов. Из числа новинок минувшей зимы – турпакеты на базе прямых рейсов «Трансаэро» на Сейшелы, Маврикий, в Куала-Лумпур.
Жертва онлайна
То, что мода на туристические направления приходит и уходит, подтверждает пример Вьетнама. Еще три года назад этой страны вообще не было в рейтинге, а сейчас она поднялась уже на четвертую позицию! «По сравнению с прошлым годом перевозка из Москвы удвоилась: четыре рейса Vietnam Airlines, три «Трансаэро» и два – «Аэрофлота». Плюс вылеты из регионов. Это тот случай, когда предложение формирует спрос», – комментируют специалисты причины растущей популярности Вьетнама. Конечно же, сказалась и ценовая конкуренция за это направление между туроператорами.
В результате Вьетнаму удалось потеснить сразу две страны – Индию (ее рейтинг стабилен) и даже Эмираты: одно из старейших турнаправлений недобрало 1,4% голосов, причем отрицательная динамика продолжается третий сезон подряд. И это несмотря на то, что бюджетные отели Дубая и, главное, Шарджи стали своеобразным египтозаменителем.
Причина, скорее всего, связана с особенностями рейтинга. Спрос на недорогие туры в Эмираты всегда был больше характерен для регионов, а опрос проводился в Москве, где у туристов больше выбор предложений. Отсюда и отток голосов агентств. Кроме того, мог сказаться еще и такой фактор. В последние годы у клиентов, вылетающих в ОАЭ рейсами Emirates и Etihad, появилась возможность оформлять визу онлайн при их посредничестве. И это не могло не сказаться на росте прямых бронирований туров. Часть клиентов, особенно из числа тех, кто бывал в Эмиратах и получил представление о местных отелях, предпочли отказаться от услуг туркомпаний.
А закончить хочется следующим. Туристический рынок работает по закону сохранения материи: если где-то убыло, то где-то непременно прибыло. Плохо то, что угадать место сложно.
Направление | Итог сезона зима-2011/12, % | Итог сезона зима-2010/11, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|
Таиланд | 28,8 | 23,0 | 5,8 |
Египет | 15,7 | 20,0 | 4,3 |
Доминиканская республика | 9,9 | 7,9 | 2,0 |
Вьетнам | 6,2 | 5,4 | 0,8 |
ОАЭ | 5,3 | 6,7 | 1,4 |
Куба | 4,9 | 4,5 | 0,4 |
Индия | 4,8 | 5,7 | 0,9 |
Мальдивы | 3,3 | 2,8 | 0,5 |
Индонезия | 2,8 | 3,6 | 0,8 |
Чехия | 2,5 | 3,0 | 0,5 |
Италия | 1,9 | 2,4 | 0,5 |
С рейтингами предпочтения сотрудничества по конкретным направлениям Вы можете ознакомиться, выбрав нужную страну в колонке справа.
Самые интересные мнения экспертов и цитаты из комментариев к рейтингам.
Таиланд
…Появляются слухи, что некая машина-робот автоматически пересчитывает прайсы, выбирает самые низкие, которые и выдает онлайн-система. Повлиять на это неодушевленное существо не в силах никто… Смешно? Конкурентам не до смеха. подробнее...
Египет
«Мы посчитали и решили не жертвовать здоровьем предприятия». подробнее...
Доминикана
Если раньше «Южный Крест» относился к числу фаворитов Трансаэро, то в этом зимнем сезоне явно перешел в число обычных партнеров, которым перевозчик обещал «помогать и не бросить». подробнее...
Вьетнам
Приостановка деятельности «Ланты» решила все. Ее авиационные активы практически полностью перешли к самому агрессивному конкуренту, а вместе с ними и высвободившаяся доля рынка. подробнее...
ОАЭ
Анализируя, как распределяются голоса между туроператорами направления, приходишь к выводу, что рынок здесь еще не устаканился. Время от времени игроки без видимых причин теряют или приобретают значимое количество предпочтений. подробнее...
Куба
Поведение старожила направления ICS основано на факторе неожиданности, мол «он целый месяц может продавать билеты за 1/3 стоимости и уводить экономику в минус. Или, напротив, сидеть на высоких ценах до последнего, а потом остатки сливать через Чиптрип». подробнее...
Индия
…У старожилов случился стресс, от «самозванца» ожидали агрессивного поведения, не адекватного масштабу направления. подробнее...
Мальдивы
Логично, что «Трансаэро Тур» летал на Мале крыльями материнской авиакомпании. И, как предполагают наблюдатели, именно «вышестоящее руководство» посоветовало ему быть поактивнее на трассе Москва – Мале, что вылилось в трехкратное увеличение объемов взятых им кресел. подробнее...