Туристический рынок Украины постиг очередной скандал. В субботу, 11 сентября, приостановил свою деятельность туроператор Zeta, в течение девяти лет специализировавшийся на Черногории, Хорватии и Словении. Как уже сообщал украинский портал www.TourDom.ua, соответствующее объявление было размещено на сайте компании, система онлайн-бронирования отключена. Украинские СМИ называют цифру от 50 до 300 туристов, чье пребывание в отелях оказалось неоплаченным. Поговаривали даже о привлечении полиции для урегулирования конфликтов в гостиницах. По мнению наблюдателей, проблемы у туроператора начались уже в начале года. К кризису якобы привела ошибочная маркетинговая стратегия – переизбыток собственных чартеров и гостиничных блоков мест.
В самой компании, куда дозвонился корреспондент «БАНКО», рассказали, что из-за плохой загрузки были сняты блоки: на Сплит – 50 кресел, в Тиват – 30 и в Пулу 20 мест, а также заезд в Дубровник с 9 по 20 сентября. «В отличие от распространяемой информации, все депозиты за вывозные рейсы проплачены, возвращение последних групп состоится 18 и 25 сентября. Проблемы с проживанием в отелях, не скрою, возникали, но носили не массовый характер и коснулись небольшого количества объектов», – сообщил представитель Zeta в понедельник, 13 сентября. По «наводке» одного из наблюдателей, корреспондент «БАНКО» связался с отелем Bluesun Hotel Berulia (Средняя Далмация). Начальник смены почему-то строго конфиденциально сообщил, что в настоящее время в гостинице проживают восемь туристов от Zeta и их отдыху ничего не угрожает. «Ожидаем поступления денежных средств за них в течение недели», – сказал собеседник.
Причины возникновения ситуации представитель украинского туроператора объяснил неудачным сезоном как отголоском кризиса 2008–2009 годов и невозможностью получить кредиты. «Поскольку наша компания отечественная, на иностранные инвестиции тоже рассчитывать не приходится. Ситуация усугубляется истерией в СМИ, поэтому наши перспективы пока туманны. Возможна череда судебных разбирательств», – считают в компании. Кроме того, здесь указывают на несовершенство системы страхования рисков; банковская гарантия для туроператоров Украины составляет 20 тыс. евро.
Напомним, Ассоциация лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ) уже направляла в государственные органы предложение о создании механизма финансовых гарантий через образование пула страховых компаний, имеющих право страховать риски туроператоров. Причем выплаты осуществлять не как в России, после завершения страхового случая, а в процессе финансового конфликта (например, неоплата гостиницы). Похожие инициативы в индивидуальном порядке выдвинул «TEZ Tour – Украина». Видимо, после очередного инцидента (предыдущий произошел в июле с украино-турецким туроператором «Кария Тур») работа по совершенствованию механизма страхования ответственности ТО активизируется.