К середине минувшей рабочей недели заметно сократилось количество горящих предложений по Турции. Такими наблюдениями поделились с ИС «БАНКО» участники рынка. По их словам, это результат сокращения перевозки. Впрочем, точное количество «урезанных» бортов назвать никто не решается. Игроки идут на снижение объемов в зависимости от обстоятельств, и отмена или объединение нескольких рейсов в один носят скорее разовый характер. Тем не менее положительный эффект все же есть. Кажется, что сами операторы устали от такой ситуации: по разным оценкам, предложение превышало спрос примерно на 20%, причем не только по турам в Анталью, но даже и на эгейское побережье, обычно отличавшееся большей сбалансированностью земля – воздух.
Эксперты называют несколько причин, негативно повлиявших на спрос на Турцию. Так, Геннадий Косарев, гендиректор Fresh Travel, считает, что по сравнению с прошлым годом примерно на 25% больше россиян предпочли провести отпуск, не покидая пределов страны – помогла агрессивная реклама черноморских курортов России, появилось множество новых предложений по отдыху на Байкале, Ладоге, в Карелии и пр. Также в конкуренцию с «всероссийской здравницей» вступил Египет – сейчас отдых на Красном море дешевле турецкого, есть предложения и за $350–400 во вполне приличных отелях 3–4*. Кроме того, существенную часть турпотока оттянули на себя Греция, Болгария, Хорватия и Черногория. Татьяна Мостиброцкая, гендиректор GoTur, среди причин, отрицательно повлиявших на спрос, также назвала ряд передач по центральному ТВ.
Тем не менее, несмотря ни на что, крупные игроки по-прежнему намерены выдержать свои летние программы в полном объеме и прогнозируют стабилизацию ситуации с середины июля. Например, по словам Владимира Каганера, гендиректора TEZ TOUR, никакой трагедии нет: «Начало июля никогда не было пиковым для Турции. Мы наблюдаем не падение спроса, а скорее отсутствие его повышения. Так, на старте лета мы прогнозировали примерно 30-процентный рост. В данный момент этого не происходит. Но думаю, что в ближайшее время сработает эффект отложенного спроса – закончатся вступительные экзамены в вузах, и кривая спроса начнет резко подниматься. Да и сейчас, на мой взгляд, избыток предложений только на отели категории 3–4*, «пятерки» по-прежнему заполняются хорошо, с достаточной глубиной продаж». С ним солидарна и Анна Подгорная, генменеджер по продажам «Пегас Туристик»: «Я всегда ориентируюсь на показатели розничной сети: агенты сообщают нам, что уже пошли продажи на август, и думаю, что в последний летний месяц мы наконец добьемся того, чего ждем, – вырастем примерно на 25% по сравнению с прошлым годом».