В Телеграме сегодня опубликовано «Открытое письмо турагентского сообщества к туроператорам, государственным органам, туристам». Авторами выступила группа отраслевых юристов, а поводом послужили изменения в условиях сотрудничества, которые стали предлагать туроператоры своим розничным партнерам в связи с запуском с 15 ноября ГИС «Электронная путевка». По мнению инициаторов обращения, поставщики турпродукта недостаточно учитывают интересы турагентов, стремятся возложить на них все сложности и пока не проработанные моменты, возникшие после внедрения ЭП: порядок получения оплаты от туристов, учет курсовых разниц при продаже туров за границу и т. д.
В обращении, помимо пунктов, напрямую связанных с запуском ЭП, собраны и другие требования. Туроператорам и «госорганам, контролирующим их деятельность», в ультимативной форме предлагается «привести агентские договоры в соответствие законодательству РФ», «установить равноправные и паритетные условия сотрудничества туроператоров и турагентов», «обеспечить агентам достойный и справедливый размер вознаграждения».
Юристы, участвовавшие в подготовке письма, пояснили порталу TourDom.ru, что оно появилось по результатам общения с представителями розницы. «В обращении собраны многочисленные боли и чаяния турагентов, которыми они поделились с нами, и мы не могли не отреагировать», – пояснил юрист Игорь Косицын.
Рассылать письмо конкретным туроператорам и вступать с ними в переговоры авторы не планируют. Их цель – обратить внимание на проблемы агентств, собрав большое количество подписей. Финальная версия, возможно, будет направлена в Минэкономразвития, после того как юристы еще раз вычитают текст и уберут из него заведомо невыполнимые с точки зрения законодательства требования. Например, в части «справедливого» вознаграждения его размер стороны договора определяют путем переговоров, государство в коммерческие отношения туроператоров и турагентов вмешиваться точно не будет.
В телеграм-канале для специалистов туризма «Крыша ТурДома B2B» и чате «Источники ТурДома», где обсуждается петиция, мнения по поводу ее целесообразности разделились. Многие с ходу выражали готовность поставить подпись, так как у турагентств наболело. Новые договоры крупных туроператоров действительно составлены так, что вызывают множество вопросов. Однако звучали и голоса скептиков – ультиматумом ничего не добиться. «Проблемы нужно решать конструктивным диалогом в кабинетах власти между Минэкономразвития, представителями туроператоров и турагентов. Конфронтация не вариант. Невозможно обвинить во всех грехах поставщиков турпродукта, а потом пытаться договариваться».
Что касается позиции туроператоров, то руководитель одной из крупных компаний назвал претензии к поставщикам необоснованными. Другой выразил недоумение жестким тоном петиции. А еще обратил внимание на пункт письма, в котором критикуется практика выплаты символической комиссии, но с возможностью для турагента удерживать свое вознаграждение. «Если розничные туркомпании хотят получать полагающиеся им проценты от стоимости тура по факту оказания услуг туристу, готовы платить с них налоги – мы только за такое обеление рынка. Только ведь большинство турагентов в свое время сами настаивали на использующейся сейчас схеме расчетов. Туроператоры всего лишь пошли им навстречу».