Приостановление работы «Связной Трэвел» не стало неожиданностью для представителей турбизнеса. Как утверждают собеседники редакции TourDom.ru, о планах закрытия было известно уже давно.
Два месяца назад замолчало прежде активно жившее сообщество интернет-турагентства во «ВКонтакте». В марте был сделан последний пост в телеграм-канале. Медийная активность «Связной Трэвел» была приостановлена еще раньше – последние публикации в СМИ датированы 2021 годом.
Как считают эксперты, продажу туруслуг как одно из непрофильных направлений работы пришлось свернуть из-за общих проблем группы «Связной» – в феврале сеть инициировала собственное банкротство из-за долгов более чем на 15 млрд руб. А в марте в холдинге сменилось руководство.
В начале этого года в компании прошли сокращения, значительно уменьшилась сеть салонов в разных регионах страны. Если по состоянию на начало 2020 года их было более 4000, то сейчас на сайте «Связного» фигурирует другая цифра – 2600. По одной из версий, наряду с сильным брендом именно наличие розницы считалось конкурентным преимуществом «Связной Трэвел».
«Проект подпитывался офлайн-продажами через обширную сеть салонов. Снижение объема этого канала могло сыграть решающую роль. Когда у головной компании начались проблемы, это не могло не сказаться и на других проектах», – сказал журналисту TourDom.ru один из экспертов. Он предположил, что покупать билеты в салонах было удобно трудовым мигрантам.
По другой версии, на перспективы компании мог повлиять общий кризис на рынке самостоятельного туризма в 2022 году – в условиях всевозможных ограничений и санкций многие перестали выезжать за границу или стали обращаться в обычные турагентства, боясь поставить под угрозу свое путешествие из-за неизвестного им запрета на въезд в ту или иную страну. Но эта причина все же не стала основной – рынок авиабилетов в целом в прошлом году оказался мало затронут кризисом. Даже наоборот, компании активно зарабатывали, так как вырос спрос со стороны желающих выехать на долгий срок.
Компания «Связной Трэвел» не продавала туры и не была туроператором. Финансовых гарантий в виде договора страхования гражданской ответственности перед туристами у нее нет. За возвратами клиентам придется обращаться напрямую к поставщикам услуг.
Как сказали TourDom.ru представители одного из партнеров компании – Aviakassa.ru, это не та ситуация, где могут пострадать пассажиры. «Это обычное рутинное сопровождение билетов, а не какое-то сотрясение рынка. Кто обратится, тот вернет средства или обменяет билеты. Для людей ничего не произошло, просто один из агентов в цепочке закрывается и передает ответственность за постпродажное обслуживание».
Редакция направила запрос в компанию «Связной Трэвел», предложив рассказать о причинах закрытия и объемах неисполненных обязательств. Ранее TourDom.ru писал, что «Связной Трэвел» объявил о приостановлении деятельности без объяснения причин.