Минфин России подготовил законопроект, который предусматривает установить минимальное страховое покрытие для всех туристов, выезжающих за границу, в сумме не менее 1 млн рублей. По мнению представителей министерства, страхование путешественников должно происходить вне зависимости от требований принимающей стороны. Сейчас строгие правила в отношении туристов действуют, в частности, в Шенгенской зоне – все въезжающие туда должны иметь страховку на 30 тыс. евро. Однако по другим популярным у россиян направлениям, например Турции и Египту, страховка является добровольной. А ее сумма составляет минимум 15 тыс. долларов.
Между тем, учитывая, что эти страны посещает большое число россиян, страховые случаи наступают там чаще всего. Кроме того, в случае тяжелых ЧП суммы в 15 тыс. долларов не хватает для покрытия медицинских расходов и затрат на эвакуацию.
Как пояснила Светлана Шваб, директор по урегулированию убытков путешественников СК «Альянс», и сейчас, до принятия поправок Минфина, туристы по желанию могут страховаться на сумму от 30 до 100 тыс. долларов или евро. «При страховой сумме в 30 тыс. у. е. стоимость полиса на 14 дней составляет – в зависимости от страны – от 13,58 до 33,95 у.е. Это совсем недорого. Но, к сожалению, наши туристы мало задумываются о возможных рисках и предпочитают те минимальные страховки, которые им предлагают в турпакете», – добавила г-жа Шваб.
Гендиректор ТА «Тритон-Трэвэл» Светлана Зайцева считает, что поправка, предложенная Минфином, необходима: «Сегодня некоторые туристы, желая сэкономить, приобретают страховой минимум. В итоге, если происходит ЧП, для спасения таких экономных приходится с протянутой рукой собирать средства».
При этом эксперты напоминают, что в соответствии с действующим законодательством невозможно заставить туристов страховаться в обязательном порядке. «Следует учитывать, что страхование медицинских расходов туриста является обязательным только в том случае, когда этого требует страна въезда. В остальных случаях обязательное включение медицинской страховки в турпакет без согласия туриста может расцениваться как навязывание дополнительных услуг потребителю», – добавила г-жа Зайцева.
Тем не менее участники рынка придерживаются мнения, что в любом случае турист должен быть четко проинформирован по поводу того, что если он не желает страховаться, то все возможные расходы, возникающие в случае болезни, он несет самостоятельно.