Туроператоры сообщают о высоком спросе на отдых в Санкт-Петербурге. По данным компании «Дельфин», рост числа гостей по сравнению с июнем прошлого года составляет 10%. «Это при том, что с 2006 года поток снижался», – отмечает Сергей Ромашкин, генеральный директор «Дельфина». У компании «Орфей» цифры еще более оптимистичные – 20% роста. «У нас спада в предыдущие годы не было, поскольку мы вовремя расширили ассортимент, предложив туры для разных категорий клиентов. Однако сейчас действительно наблюдается бум», – сообщает генеральный директор компании «Орфей» Михаил Романов.
Игроки рынка отмечают заметное удорожание туров, связанное с ростом стоимости железнодорожной перевозки и гостиничных услуг. Однако сейчас российского, а тем более московского туриста ценой не смутишь. Более того, гости Петербурга стали тянуться к недешевым турам «для продвинутых». «Огорчает другое, – заявляет г-н Романов. – «РЖД» по-прежнему требует полный список участников тура за 45 суток до поезда. К сожалению, понятия «турист» для «РЖД» не существует, есть лишь понятие «пассажир». Основная масса билетов продолжает поступать в свободную продажу, и в таких условиях мы не всегда можем цивилизованно организовать поездку». Исправить положение, считает г-н Романов, может авиаперевозка, которая сопоставима по цене с железнодорожной. К тому же, с появлением электрички-экспресса от Савеловского вокзала Москвы в Шереметьево, жителям столицы стало несказанно удобнее добираться до аэропорта. «В следующем году власти обещают такие же рейсы с Белорусского и Ленинградского вокзалов, и в случае их появления авиаперевозка составит реальную конкуренцию железной дороге». Правда, в пакеты «Орфея» на текущий сезон авиабилеты не включены.
Сергей Ромашкин придерживается на этот счет другого мнения: «Железнодорожный переезд в Петербург давно стал частью некоего антуража, связанного с северной столицей. Недаром же несколько лет назад появился поезд «Гранд-Экспресс», на котором ездят богатые люди». В свою очередь, Михаил Романов считает, что этот антураж давно ушел в прошлое и сейчас скорее легенда, чем реальность.
Еще одно опасение, которое появилось у ряда туроператоров, связано с возможным превращением культурной столицы в деловую. «Там, где делается большой бизнес, нет места массовому туризму, – полагает г-н Ромашкин. – Например, Москва или Нью-Йорк не являются крупными туристическими центрами, поскольку их инфраструктура имеет деловую направленность». В частности, г-н Ромашкин выразил обеспокоенность тем, что доминантой Васильевского острова Петербурга стало 67-метровое здание новой биржи, а к 2010 году напротив Смольного поднимется башня «Газпром-сити». «Вот они, первые сигналы», – полагает наш собеседник. Но г-н Романов думает иначе: «Таких тенденций мы не наблюдаем. Виды Петербурга в связи с открытием биржи не сходят с экранов, но ведь это отличный пиар! К тому же, люди спешат увидеть город без «газпромовской» башни, а потом точно так же устремятся увидеть его с нею».