В целом можно отметить сокращение продаж на 15–20% по ряду европейских направлений; по Испании сокращение объемов составило 20% по сравнению с маем 2013 года. Сократились бы на 25% – удалось бы неплохо заработать», – такое заявление сделал президент ГК «Натали Турс» Владимир Воробьев на пресс-завтраке для отраслевых СМИ, прошедшем 14 мая в Петровском зале отеля Marriott Moscow Tverskaya. Он также сообщил, что по странам Карибского бассейна – Мексике, Доминикане, Кубе – полетные программы туроператора были оптимизированы вдвое. По словам г-на Воробьева, ожидания были хуже: минус 30–40% от уровня прошлогоднего мая. На каких-то участках, как, например, ОАЭ, продажи на майские праздники соответствовали прошлогодним, но только по объемам; девальвация рубля не позволила получить хорошую маржинальность. А вот по Франции и Португалии объемы превысили прошлогодние. «На обоих направлениях в 2013 году мы только начали оперировать, плюс по Франции сработала совместная рекламная компания с Disneyland», – пояснил спикер. Но в целом, по его мнению, ситуация на рынке нормализовалась: курс рубля стабилизировался, консульства стран Евросоюза демонстрируют лояльность при выдаче виз россиянам, загрузка рейсов на июнь по Испании уже превысила 60%. «Это позволяет с уверенностью сказать, что запланированные программы из Москвы и регионов состоятся, а сокращение объемов продаж на лето-2014 не превысит 20%», – резюмировал г-н Воробьев.
Коллеги из туроператорских компаний оценивают сокращения также в 15–20%, если говорить о европейских рынках. «Действительно, по Европе падение существенное, но у нас доля этих направлений незначительна, – рассказала Анна Подгорная, руководитель компании «Пегас Туристик». – Мы сделали упор на Турцию, Египет, где-то даже на ЮВА. Но ситуация напряженная на всем рынке, корректировкам подвергаются все направления – в среднем мы сократили полетную программу процентов на 10». По словам г-жи Подгорной, из европейских направлений «Пегаса» тяжелее всего приходится Болгарии, но это и понятно – туроператор еще не ассоциируется с болгарским продуктом. А вот Греция, которая горела все прошлое лето, в этом году неплохо распродалась по акциям раннего бронирования.
«Легкая оптимизация» идет и в TEZ Tour – по европейским маршрутам пришлось отказаться от 15–20% перевозки. «Возить воздух – это неприлично», – выразился по этому поводу коммерческий директор компании Александр Буртин. По его словам, горит практически все: выставленные программы не соответствуют спросу, даже на безвизовых долларовых направлениях спад оценивается примерно в 5–10%.