Коллапс в работе аэропортов в минувшие выходные может обойтись авиакомпаниям в 20 млрд руб. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники и экспертов в авиаотрасли.
Согласно данным Минтранса, 5 июля было снято более 250 рейсов, а свыше 270 задержаны. К вечеру 6 июля ситуация оставалась напряженной: только в Шереметьево отменили 171 рейс, в Пулково – 90, в Стригино – 26. Продолжались наблюдаться массовые сбои в расписаниях перевозчиков.
По расчетам Андрея Патракова, основателя сервиса RunAvia, отмена одного рейса Boeing 737-800 обходится авиакомпании в 15–23 млн руб., в зависимости от маршрута. В эту сумму входят аэропортовые сборы, затраты на топливо, экипаж и недополученная прибыль. Таким образом, за первые 24 часа авиакомпании потеряли от 3,9 до 5,9 млрд руб.
Источник в одной из авиакомпаний уточнил, что перенаправление самолета на запасной аэродром стоит 1,5–2 млн руб. за 4 часа простоя. Задержка рейса B-737 обходится минимум в 1,5 млн руб., и это без учета компенсаций пассажирам.
Дмитрий Дацыков, эксперт EXPO.UAV, полагает, что общий ущерб от сбоев по всей стране может достичь 20 млрд руб. В эту оценку входят не только прямые потери перевозчиков, но и убытки пассажиров, пропустивших стыковочные рейсы, а также снижение доходов такси-сервисов и других смежных отраслей. В трех наиболее пострадавших регионах косвенные потери могут исчисляться десятками млрд руб.
Пассажирские ассоциации настаивают на создании единого регламента действий при ЧП, который обяжет аэропорты оперативно обеспечивать размещение и питание застрявших пассажиров. Эксперты также предлагают господдержку для небольших авиакомпаний, чтобы избежать их банкротства из-за кризиса.
Пока авиаотрасль подсчитывает убытки, тысячи пассажиров по-прежнему остаются в аэропортах в ожидании вылетов. Вопрос о компенсациях и мерах по предотвращению подобных коллапсов в будущем остается открытым.