11 марта исполнится ровно год с того самого момента, когда на востоке Японии произошло одно из самых мощных землетрясений в истории этой страны. Последовавшее вслед за ним цунами и авария на АЭС «Фукусима-1» повлекли за собой многочисленные разрушения и жертвы, а также выброс радиации в атмосферу.
После этих событий МИД России не рекомендовал туристам посещать Японию, начались массовые отказы от поездок. Для профильных туроператоров настали трудные времена, эксперты предрекали, что для восстановления спроса потребуется не меньше полугода. Однако, как показал опрос, проведенный корреспондентом «БАНКО» 6 марта, их прогнозы не вполне оправдались. По словам исполнительного директора компании «Квинта-тур» Константина Денисова, достичь прежнего уровня туристического потока участникам рынка пока не удалось. «Вместо 150–180 человек, которых мы отправляли в групповые туры в сезон цветения сакуры, этой весной у нас набралась одна группа в 25 человек; деградация спроса составляет почти 70%», – сообщил Константин Денисов. А вот по наблюдениям Марины Грачевой, руководителя профильного отдела «Холидей М», туристы потихоньку стали интересоваться Японией. «Надеемся, что к осени бронирования будут более активные. Пока у нас показатели не превышают 50% от тех данных, которые были до землетрясения», – сказала она. По словам Людмилы Курепиной, генерального директора компании «Варварка Турсервис», их партнеры до сих пор продолжают присылать им сводки о состоянии уровня радиации в районе, где находится Фукусима, а также сведения о том, какие восстановительные работы произведены и планируются. «К нам вернулись 30% наших туристов, которые не улетели на сакуру в прошлом году, все они выбирают классические маршруты по югу Японии, запросов на север страны нет», – сообщила собеседница.
Участники рынка отмечают, что японские власти прилагают значительные усилия, чтобы восстановить имидж направления, но цены на размещение в отелях этой весной ниже не стали. Возможно, это связано с укреплением йены по отношению к иностранной валюте и с тем, что приоритетными рынками по въездному туризму для Японии остаются Китай и Южная Корея.