Дискуссия о будущем профессии турагента в век высоких технологий получила свое продолжение 25 октября на конференции Online Travel 3.0.
В частности, как заявил представитель компании THI Николай Хлопов, время, когда путешественники всё планировали заранее, кануло в прошлое. Сейчас в тренде обратное, когда до начала поездки известны только стартовая точка и даты прилета / вылета. И развитие онлайн-технологий этому соответствует, делая такой способ путешествий всё более удобным.
![На черном-черном рынке…](https://hotline.travel/hotline/upload/iblock/6ed/6edff14f51ac892b5d878aad91230947.jpg)
Наибольший прорыв, по словам Хлопова, наметился на рынке мобильных приложений. Так, одно из них уже фактически эмулирует функции турагента во время путешествия – оно анализирует отзывы пользователей о поездке в конкретный город и на их основе дает подсказки о том, где удобнее остановиться на ночлег, где дешевле поесть, что посетить и т. д. «То есть искусственный интеллект уже подбивает клинья к тому, чтобы заменить людей, консультировать, советовать и вести туриста во время поездки», – подчеркнул спикер, добавив, что рынок подобных приложений будет всё активнее развиваться в ближайшем будущем.
По мнению экспертов, вряд ли можно серьезно говорить о том, что приложения заменят турагентов через 5 или даже 10 лет. Однако потеснить могут. А значит, туристической рознице необходимо меняться, чтобы быть в тренде. По мнению директора «Слетать.ру» Евгения Даниловича, прежде всего, необходимо консолидироваться – объединяться в сети. Кроме того, надо повышать эффективность работы: грамотно распределять обязанности, чтобы менеджер по продажам не занимался всем сразу. И главное – агентам нужно становиться экспертами. «Надо повышать свой профессионализм – перестать быть простым бронировщиком и по накатанной продавать туры в Турцию или на Кипр. Турагент должен уметь и организовать сложносоставной тур, и дать качественную консультацию», – считает Данилович.
При этом основатель Ozon Travel Дмитрий Яковлев считает, что иногда лучший выход – закрыться и сменить сферу деятельности. «Тот, кто занимается бизнесом, должен уметь смотреть правде в глаза – если за его услугу не хочет платить поставщик, ее не понимает клиент, так, может, не надо этим заниматься? Помните, у нас были CD-ROM, дискеты? Сейчас их нет, значит, они больше не нужны. То же самое может быть и с турагентствами. Тур можно заказать и у туроператора на сайте», – заявил Яковлев.
Директор по стратегическому развитию Online tours Екатерина Бежанова возражает: даже в случае активного развития онлайн-сегмента турагентства не исчезнут. Она напомнила, что всего 5-7% клиентов сегодня покупают туры через интернет, остальные – в оффлайне. «Людям ментально пока тяжело отдать свои кровные сто тысяч рублей, которые они весь год копили, бездушному компьютеру. Мы рассчитываем, что онлайн-рынок будет расти и дальше, но до определенного уровня. Если ориентироваться на западные рынки, то через три-пять лет он дойдет ориентировочно до 20%, но от этого оффлайн-агенты никуда не денутся», - считает она.
Эксперт добавила, что при этом агентствам надо подстраиваться под рынок, в частности, адаптировать свои сайты, смс-рассылки, чтобы соответствовать главному тренду – персонализации: «Клиентам важно чувствовать, что тут готовы работать именно с их запросами, а не пытаться продать им то, что выгодно самому агентству».