В день туризма, 27 сентября, в “Синем зале” Экспоцентра на Красной Пресне случился аншлаг. Начиная с 11:00 и до 17:00 зал был оккупирован представителями турагентств, которые пришли на третью Открытую практическую конференцию «Сети ТБГ. Туристические бренды». Причин собраться было две. Во-первых, возможность вживую пообщаться с руководителями 14 операторских компаний-поставщиков Сети ТБГ. Во-вторых – актуальные темы конференции. Разговор начали с того, что обеспечивает реальный онлайн – с «быстрых денег» (тема звучала как «Электронные платежи в туризме»). Перед турагентами выступили представители двух банков («Русславбанк» и «Импексбанк Группа Райффайзен»), предлагающих различные платежные решения. Например, вице-президент «Русславбанка» Андрей Круглов рассказал о механизмах дистанционных оплат, приемлемых, на взгляд разработчиков, для туррынка (о системе переводов «Контакт»). В процессе обсуждения выяснилось, что предложенный вариант является хорошим способом повысить быстроту и безопасность перевода наличных денег, однако оставляет агента один на один с вопросом – как вписать схему в существующий документооборот. Большой интерес у собравшихся вызвал доклад замдиректора компании «КАПИТАЛ ТУР» по Интернет Петра Бусалова. Он предложил агентам воспользоваться ноу-хау этого туроператора: устанавливать в своих офисах терминалы моментальной оплаты и использовать их для перевода средств на счет «КАПИТАЛ ТУРА». Из зала поступило множество уточняющих вопросов. Всех интересовала конкретика: какой процент от стоимости турпакета «съест» использование терминала, в какие деньги обойдется его установка, какие требования предъявляются к помещению агентства и т.п. По словам Петра Бусалова, у агентства есть несколько вариантов: получить терминал в «подарок» от туроператора, выкупить его или же взять в лизинг. Так как проект только-только запускается, подробные разъяснения Петр Бусалов обязался опубликовать в течение двух недель на сайте компании. Вторая часть конференции вызвала максимальный интерес аудитории. И это неудивительно: разговор шел на тему новых договоров между ТО и ТА. Обсуждались две сюжетные линии. Первое – каков конкретный алгоритм действий агента в ситуации, когда операторский договор ущемляет его интересы и, более того, порой противоречит действующему законодательству. Советы, помимо юриста Георгия Мохова («Персона Грата»), впервые давал аудитор – коммерческий директор «Ирма-аудит» Ирина Седова. Ее рекомендации касались конкретных вопросов бухгалтерской отчетности ТА. Например, как сделать так, чтобы по окончании отчетного периода избежать претензий от налоговых органов. Например, когда в операторском договоре вместо агентского вознаграждения предусматривается скидка. Вторая сюжетная линия касалась «идеального договора ТО и ТА». В дискуссии сошлись два гиганта: TEZ ТOUR, юрист которого, Михаил Топурия, считает идеалом «договор реализации турпродукта» (а по сути, купли-продажи) и «КАПИТАЛ ТУР». Генеральный директор этой компании Инна Бельтюкова отстаивала агентскую схему взаимоотношений ТО и ТА. Убежденность экспертов в собственной правоте воодушевила аудиторию: уже после окончания дебатов несколько десятков представителей ТА проследовали за экспертами в кулуары. И еще час-полтора, обступив экспертов плотным кольцом, закидывали их вопросами. Третья часть конференции была посвящена обсуждению страхования в туризме. Для начала представители страховых компаний поделились статистикой обращений клиентов за выплатами по договорам страхования ответственности туроператоров. Выяснилось, что с момента начала действия фингарантий, их было немного. Фактически бремя разбора претензий туристов осталось на участниках рынка, причем скорее на турагентах, чем на туроператорах. Так как именно турагент заинтересован не потерять клиента. Об этом говорил Юрий Григорьев, директор «ОРКО ТУР». В процессе дискуссии участники конференции пришли к выводу: агент может и должен переложить часть своих рисков на страховые компании. Например, активнее предлагать своим клиентам медицинские страховки с расширенным покрытием, а также настаивать, чтобы те страховали себя от задержки рейса, утери багажа и прочих туристических напастей. Подробнее о конференции читайте в октябрьском номере журнала «Горячая линия. Туризм».