Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Получат ли туристы «Музенидис Трэвел» страховку, если их туры были перенесены или аннулированы

Юристы разъяснили, какие спорные моменты могут возникнуть

15.11.2021, 16:42
Получат ли туристы «Музенидис Трэвел» страховку, если их туры были перенесены или аннулированы

После того как «Музенидис Трэвел» официально приостановил деятельность, у представителей турагентств возникают вопросы. TourDom.ru связался с экспертами и постарался дать ответы. 

Один из наиболее часто встречающихся вопросов – имеют ли право туристы «Музенидис Трэвел», чьи туры не состоялись или были аннулированы до даты прекращения компанией туроператорской деятельности, на страховое возмещение? 

Туры на Камчатку: хватит ли на всех?
Туры на Камчатку: хватит ли на всех?
Екатерина Тропова – о дефиците отелей и количестве туристов на полуострове
Камчатские отели забронированы на сезон вперед. Если индивидуальным путешественникам дефицит пока не угрожает, то с организацией групповых туров явно стоит поторапливаться. Хватит ли вулканов на всех желающих, разбиралась Екатерина Тропова.
HotLine.travel

Как рассказал в ходе эфира на своей странице в Фейсбуке учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, в типовых правилах страхования, утвержденных Всероссийским союзом страховщиков и одобренных Банком России, к страховому событию не относится факт неисполнения договоров до публичного объявления туроператором о прекращении деятельности. «В обычных условиях туристам возмещается ущерб по турам, даты вылета которых были запланированы после объявления туроператором о невозможности исполнить свои обязательства, а не до этого. Иначе так можно принести в страховую договоры трехлетней давности и сказать – платите», – поясняет эксперт. К примеру, на этом основании в свое время были отказы страховой компании ERV по требованиям после закрытия «РоссТура».

Однако сейчас ситуация иная: действует постановление правительства № 1073, которое позволяло перенести обязательства до 31 декабря 2021 года, как денежные, так и по предоставлению турпродукта. «Хорошо бы, если договоры о реализации турпродукта были легально продлены и имелись к ним дополнительные соглашения, которые необходимо приложить к заявлению. Но даже если этого нет, указываете, что оказание услуг перенесено в силу постановления на неопределенный срок до конца года, но это при условии, что договоры заключались до 31 марта 2020 года, как сказано в постановлении», – комментирует Георгий Мохов.

Сложнее ситуация с аннулированными турами. «Это вопрос крайне спорный, потому что автоматически расторжения договора с отменой заявки не происходит. Договор о реализации турпродукта, который прикладывается к требованию о возмещении ущерба, может иметь юридическую силу даже после ее аннуляции. Внутри него можно поменять состав услуг, дату, страну, даже туроператора. Поэтому здесь есть основание для спора, если последует отказ по такому признаку», – добавляет эксперт.

Кроме того, страховщик может отказать в выплате тем туристам, которые приобретали не комплексный продукт, а отдельную услугу. Во многом результат будет зависеть от позиции туроператора и страховой компании «ТИТ». Первый по закону должен в течение 5 рабочих дней предоставить СК список всех договоров о реализации турпродукта, и по практике прошлых банкротств в реестр нередко включали все продажи, включая отдельно гостиницы или даже экскурсии. Но возможен вариант, что поставщик туруслуг саботирует процедуру формирования реестра. В таком случае страховая компания будет принимать решение о выплатах только на основе поступивших к ней заявлений. Она может либо попытаться минимизировать свои потери и скрупулезно проверять все документы, либо, поняв, что придется выплатить всю сумму покрытия, не тратить на это время. В этом случае сумму выплат пропорционально разделят между всеми.

Юрист турагентской сети «Розовый слон» Мария Чапиковская отвечает еще на один вопрос, который возник у турагентов после сообщения СК «ТИТ» о порядке подачи заявлений на возмещение. В частности, участники телеграм-чата «Источники ТурДома» обратили внимание, что страховщик в качестве обязательных документов запрашивает «информацию об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта». В связи с этим представители туррозницы обеспокоились, что в требовании необходимо приложить письменный отказ по каждому договору, но непонятно, готова ли компания его предоставлять.

По словам эксперта, беспокоиться не о чем – это стандартная формулировка из Закона (ст. 17.5 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»). «В данном случае возможно указать: “Публичное объявление туроператора о невозможности исполнения всех обязательств по договорам реализации туристских продуктов от 12.11.2021 года”», – комментирует Мария Чапиковская.

Напомним, туроператор «Музенидис Трэвел» сообщил о прекращении своей деятельности 12 ноября. В этот же день Ростуризм исключил пять юрлиц компании из федерального реестра.
Обсудить новость