По итогам зимы падение спроса на туристическом рынке Санкт-Петербурга составило по разным данным от 30 до 45%. Не оправдали ожиданий многие направления. Особенно пострадал Египет как самый распространенный вариант зимнего отдыха россиян. Отсюда возникла основная интрига сезона на питерском туррынке: авиаперевозчик ГТК «Россия» расторг договор с туроператором «ТрансБизнесЛайн», занимающим в региональном рейтинге турфирм седьмое место. Причина – задолженность порядка 200 млн рублей, возникшая из-за «перебора» забронированных блоков мест, как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на сообщение гендиректора авиакомпании Сергея Михальченко. По оценкам туроператоров, «ТрансБизнесЛайн» заявлял объемы перевозки на Египет, доходившие до 30% от общего количества мест, и в итоге не смог все реализовать. Однако директор компании Наталья Румянцева считает сумму претензий некорректно завышенной: «У нас нет никакого акта сверки или другого документа, подтверждающего озвученные через СМИ цифры. Нет также и приглашения в Арбитражный суд, по решению которого мы готовы исполнить обязательства в полном объеме. Сегодня наше финансовое положение вполне устойчиво (с поправкой на общую ситуацию в отрасли). Выручают дальнемагистральные направления. Перевозку, конечно, тоже пришлось сократить, зато оставшиеся блоки в «Трансаэро» заполняются практически полностью».
Вице-президент компании «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» Арнольд Риш отмечает, что даже новогодние каникулы не стали, как ожидалось, периодом покрытия убытков. «Нас тоже отчасти выручили экзотические направления, из которых, по известным причинам, пострадал лишь Бангкок. Зато неплохо продавались Пхукет, Гоа, Доминикана, где объемы остались на уровне прошлого года. А вот с загрузкой бортов были проблемы – часто путевки удавалось реализовать в последний момент», – рассказал г-н Риш. Еще одно направление, которое оказалось сильно урезанным тоже по причинам, далеким от туризма, – Израиль. Что, впрочем, отмечают практически все участники рынка. Любопытен подход туроператоров Санкт-Петербурга к маркетинговой политике, предшествующей летнему сезону. Заместитель руководителя филиала ОАО «НТК Интурист – СПб» («Ривьера-Интурист») Юлия Котова сообщила, что в компании не считают удачной стратегию продаж по принципу “last minute”. «Еще в начале февраля филиал запустил систему раннего бронирования туров на летний сезон, ориентируясь по прошлогоднему опыту прежде всего на Турцию и Болгарию», – рассказала эксперт. Диаметрально противоположную позицию занимают в том же «ТрансБизнесЛайн». Наталья Румянцева уверена, что «выезжать» рынку грядущим летом придется именно на SPO: «В ближайшее время раннее бронирование мы все-таки запустим, хотя большого эффекта от него не ждем».