Даже если кто-то из туроператоров приостановит деятельность, это не приведет к экстремальным последствиям. Такое мнение высказала в ходе видеомарафона #toubusiness_no_stress 19 марта заместитель генерального директора, член правления страховой компании ERV Юлия Алчеева. «Мы не ожидаем страшного коллапса. В отличие от банкротств “Лабиринта” в 2014 году и “Натали Турс” в 2018-м, которые происходили летом (объем неисполненных обязательств составил 2,5 и 1 млрд рублей соответственно. – Ред.), сейчас не пик сезона. Больших продаж и оборотов нет», – считает Юлия Алчеева. Она подчеркнула, что аналогичного мнения придерживаются и коллеги по страховому бизнесу, отвечая на запросы регулятора – Центробанка.
Ведущая эфира Татьяна Дмитрова («БАНКО») обратила внимание, что за прошедшие годы туроператоры стали крупнее, существенно выросли и масштабы деятельности, и риски. В условиях кризиса это заставляет турагентства нервничать: они опубликовали открытое письмо, призвав туроператоров прекратить перенаправлять турпотоки с одного закрывающегося направления на другое. Эти действия розница считает бесполезной суетой, усматривая в них признаки нестабильности. Но Юлия Алчеева такого мнения не разделяет: в текущей ситуации очень важно, чтобы бизнес не останавливался, а те средства, которые уже вложены в ранние продажи, из него не изымались. При этом из уст страховщика прозвучал комплимент в адрес туроператорского сообщества: крупные игроки успели ужаться, бизнес ведется гораздо более грамотно, активно используется зарубежный опыт. «Те, кому пришло время уйти, уже ушли. Остался костяк», – сказала Юлия Алчеева.
Кстати, для выхода из предбанкротного состояния можно использовать опыт других отраслей. Это слияния и поглощения. На страховом рынке они происходят ежегодно, компании, оказавшиеся в уязвимой ситуации, передают портфели заказов более устойчивым игрокам и становятся частью группы. «В турбизнесе примеры тоже известны. Возможно, консолидация будет происходить по такому же сценарию, как у «Интуриста» с ANEX Tour», – считает эксперт.
При этом в качестве ценных активов могут быть рассмотрены фонды персональной ответственности туроператоров (ФПО): «Нужны законодательные изменения, чтобы дать возможность воспользоваться ФПО для выполнения обязательств перед туристами. Это была бы хорошая мера».
Полную запись прямого эфира с Юлией Алчеевой и другие интервью в формате в видеомарафона #tourbusiness_no_stress смотрите на YouTube-канале «Полезно познакомиться с Татьяной Дмитровой».