Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Парадокс «лишнего билетика»

Обязаны ли авиакомпании принимать любые билеты к возврату?

14.10.2009, 00:01

Об очередном недоразумении рассказал Службе «БАНКО» директор билетной компании ИП «Маламант» (г. Иваново) Яков Маламант. Снова речь зашла о так называемых несдаваемых авиабилетах. Ситуация знакомая.
Туристу был продан электронный билет на рейс а/к Air France, но поездка не состоялась, и он попросил вернуть деньги. Однако ему было отказано, так как билет продавался по промотарифу, и возврат был не предусмотрен внутренними правилами авиакомпании. О том, что клиент был заблаговременно поставлен в известность, свидетельствует его роспись в штампике «с правилами применения тарифа ознакомлен». Турист подал в суд на ивановского предпринимателя и выиграл дело. «Как же так, – возмущается Яков Маламант. – Получается, что внутренние правила авиакомпании противоречат российскому законодательству. Кто-то должен обратить на это внимание!».
Ситуацию прокомментировала начальник отдела авиаперевозки «Инна тур» Ольга Кузьмичева: «Действительно, подобные случаи нередки. Но из нашей практики суды чаще отклоняют иски, если видят в документах роспись о признании несостоявшимся пассажиром правил авиакомпании. Другое дело, если турист предоставляет документы о непредвиденных обстоятельствах, помешавших ему совершить путешествие, например болезнь. Но и тут в разных авиакомпаниях поступают по-разному: где-то идут навстречу клиенту, где-то нет». Замгендиректора по туризму компании Станислав Пегушин добавляет: «Мы нашли легитимный способ обойти разночтения в законодательстве и внутренних правилах авиакомпании: практически все наши клиенты страхуются от невыезда. Страховка стоит 4–6% от стоимости тура, и в случае чего гарантом возврата средств, в том числе и за билеты, выступает страховая компания».
Эксперт из ЮА «Персона Грата» Александр Байбородин обратил внимание на то, что внутренние правила иностранной авиакомпании вовсе не обязаны соответствовать российским законам. Точно так же, как правила, скажем, «Аэрофлота» – арабским или китайским. В соответствии с Гражданским кодексом РФ возможна масса вариантов, от которых зависит, какой закон будет применяться в том или ином случае. Например, гражданин РФ приобретает тур, в состав которого входит перевозка иностранной компанией. В данном случае применяется российское законодательство, турист имеет право на возврат денег. А если гражданин РФ покупает только билет у иностранной авиакомпании напрямую – применяется закон иностранного государства, и турист может денег не получить. Если же гражданин покупает только билет, но не напрямую у авиакомпании, а у ее агента в России, предсказать что-либо сложно: исход дела зависит от договорных отношений между иностранной компанией и ее агентом в России, а также от оформления покупки билета между гражданином и агентом. Отношения с участием иностранных компаний регулирует отдельная глава в Гражданском кодексе, и глава эта достаточно непростая.

Обсудить новость

Ещё по теме