Очередной инцидент произошел в Домодедово 26 августа. Из аэропорта корреспонденту ИС «БАНКО» позвонила туристка Наталья Шифрина и сообщила, что Kras Air задерживает вылет чартерного Боинга-737 на Корфу почти на восемь часов. «После прохождения всех контролей нас попросили вернуться на территорию России, – от лица всех вылетавших на отдых сообщила г-жа Шифрина. – Представитель авиакомпании отказался с нами общаться». Возмущенные туристы отказались в свою очередь от предложенного питания и решили по возвращению в Москву обратиться в суд.
В то время, когда в одном терминале разгорался скандал, в другом из Ту-154 выгружались счастливые пассажиры регулярного рейса Дубай – Москва авиакомпании S7. В Дубае им пришлось «отдохнуть» лишние двадцать часов: «Сибирь» задержала вылет из-за технических неполадок. 150 человек разместили на ночь в одном из четырехзвездных отелей неподалеку от аэропорта.
Все эксперты, опрошенные корреспондентом «БАНКО», в один голос называют «нормальным явлением» подобные задержки. PR-менеджер Kras Air Ольга Быкова объясняет их «повышенной частотностью вылетов» в летний сезон. Директор «Лужники-тур вояж» Сергей Кильдяшев, чья компания выступила консолидатором рейса Дубай – Москва, ссылается на высокие нагрузки на технику в пик сезона. Директор «Пантеона» Анатолий Гаркушин, консолидатор рейса на Корфу, утверждает, что подобное происходит у многих авиаперевозчиков, хотя за время сотрудничества «Пантеона» с Kras Air такая задержка случилась впервые. При этом он уверен, что обращения раздраженных туристов в суд вряд ли помогут исправить ситуацию. Г-н Гаркушин недалек от истины. Как объяснила юрист Екатерина Булыгина (ЮА «Персона Грата»), пассажир, прежде чем бежать с жалобой в суд, обязан предъявить претензии авиаперевозчику. Согласно ст. 120 Воздушного кодекса РФ пострадавший от непунктуальности авиакомпании может получить в досудебном порядке «компенсацию за задержку рейса в виде фиксированной суммы – 25% от минимального размера оплаты труда за каждый час задержки». (Напомним, что в настоящее время МРОТ составляет 1100 руб.) И только после этого он может обратиться в суд, где ему придется доказывать вину авиакомпании и причиненный моральный ущерб. Лишь в этом случае можно рассчитывать на компенсацию морального вреда.
Исправить ситуацию собирались в ФАВТ, пообещав учитывать статистику опозданий при выдаче лицензий авиакомпаниям. Разумеется, в ближайшем времени ждать изменений не стоит: основные чартерные программы согласовываются еще в начале сезона, и отменять их, нарушая работу авиаперевозчиков, Минтранс не намерен. «Однако по мере реализации этих программ авиакомпании обращаются с дополнительными заявками на отдельные рейсы, в выполнении которых ФАВТ может отказать «проблемным» компаниям», – сообщил руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов. Он напомнил, что разрешение на дополнительные рейсы возможно в счет отказа от выполнявшихся ранее. Такие меры уже применялись в отношении «ВИМ-авиа» и «КД-авиа».