Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Могут ли пассажиры отмененных рейсов рассчитывать на компенсацию

Варианты с авиабилетами и турами

07.05.2025, 17:32
Могут ли пассажиры отмененных рейсов рассчитывать на компенсацию
Wikipedia

В Шереметьево огромные очереди в кассы на возврат или обмен билетов из-за массовой отмены рейсов. А в телеграм-канале «Крыша ТурДома» – дискуссии о том, что положено и не положено пассажирам в случае отмены рейсов. Высказывается мнение, что рассчитывать на компенсации не стоит, причем как от перевозчика, так и от туроператора: «Поскольку атака БПЛА – это прямая угроза безопасности полетов, то в соответствии со ст. 795 ГК РФ и ст. 120 Воздушного кодекса РФ перевозчик, а также туроператор освобождаются от ответственности за задержку рейса и от выплаты дополнительных компенсаций».

Действительно, по словам юриста Альянса туристических агентств Марии Чапиковской, требовать у авиакомпании выплат за просрочку доставки или иных компенсаций, предусмотренных Воздушным кодексом, пассажир не может. Дело в том, что согласно п. 76 Федеральных авиационных правил (приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82) перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности.

«Перевозчик, отменяя рейс из соображений безопасности, должен сделать возврат стоимости авиабилетов, хоть и не обязан компенсировать какие-то иные убытки», – отметила Мария Чапиковская. При этом на время ожидания рейса авиакомпания обеспечивает пассажиров напитками, горячим питанием, номером в гостинице и так далее, то есть всем, что прописано в п. 99 ФАП. 

С турами ситуация иная. Если туристский продукт не состоялся, то туристы имеют право на возврат потраченных на него денег, поскольку им не оказаны услуги. При этом отказ исполнителя по любым причинам, согласно ст. 782 ГК РФ, осуществляется с компенсацией заказчику убытков. «Если рейс был задержан, но турпродукт состоялся, то турист вправе потребовать компенсации за недополученные услуги (к примеру, потерянный день проживания)», – прокомментировала юрист.

Бывает и другая ситуация – туристы сами отказываются от тура, в том числе из-за длительной задержки рейса. В этом случае им деньги вернут, но за вычетом фактически понесенных расходов: «Их можно оспаривать, особенно если изменятся даты турпродукта. Суд в соответствии со ст. 451 ГК РФ распределяет бремя несения расходов исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами». 

Ранее мы написали, что в среду авиакомпания «Аэрофлот» столкнулась с масштабными сбоями в расписании. Перевозчик отменил 52 рейса из Москвы и 54, следующих в столицу. А задержки коснулись более 140 вылетов и прилетов.

Обсудить новость

Ещё по теме