В процессе потрясающего воздушного коллапса мимо внимания наблюдателей почему-то прошел вопрос земной и насущный: что помешало авиа- и туристическим компаниям мобильно пересадить клиентов на наземный транспорт? С железной дорогой все понятно: мест нет. А вот, например, автобусные компании готовы были предоставить свой парк для хоть и частичного, но оперативного решения проблемы. И наткнулись как минимум на три барьера. Первый – отсутствие консолидатора. Не выйдут же автобусники на привокзальную площадь аэропорта, скажем, Мюнхена с табличками «Москва, недорого»! Но главная «рогатка» не в организации альтернативы самолетам, а в отсутствии нормативных актов, позволивших бы в час «Ч» приостановить действующие правила пассажироперевозки и применить экстренные меры. Эксперты считают, что основной недосмотр проявился со стороны Минтранса. «Препона в том, что мы можем осуществлять «чартерную» перевозку автобусами только в так называемом режиме закрытых дверей, то есть когда должно совпадать не только количество вывезенных и ввезенных пассажиров, но и их фамилии, – рассказывает гендиректор компании «Анкор» Ольга Санаева. – Кроме того, в чрезвычайных ситуациях нужна визовая поддержка водителей. Если бы эти и другие вопросы были своевременно решены и согласованы с соответствующими ведомствами ЕС, нынешний форс-мажор мог быть ощутимо смягчен». Любопытно, что цены на автобусную перевозку предлагались вполне приемлемые. Так, маршрут Москва – Гамбург продавался за три с небольшим тысячи рублей, в Женеву – 4 тыс. рублей на человека. В визовом вопросе оперативно сработала Белоруссия, пропустившая немецких и австрийских туристов из России в Европу без транзитных виз.
Совершенно иная ситуация на рынке rent-a-car. Как рассказали корреспонденту «БАНКО» в представительстве Holiday Autos, европейский рынок проката испытывает в эти дни такой бум, что от предлагаемых условий аренды авто возмущены все, но никто не отказывается. Люди готовы стоять в очереди за машиной, чтобы добраться, например, из Милана в Мюнхен, заплатив только за транспортировку автомобиля обратно более 1 тыс. евро. К сожалению или к счастью, в России такая проблема отсутствует. Бума на прокат не наблюдается по той простой причине, что арендовать в нашей стране автомобиль для поездки в Европу (как и наоборот) невозможно. «Сегодня обсуждался вопрос о предоставлении такой услуги, – рассказал гендиректор прокатной фирмы Avis Алексей Ащекин. – Ни теоретически, ни юридически препятствий нет. Но реально есть опасения, что с учетом особенностей нашего рынка бизнес тут же прикажет долго жить».