В ближайшее время СК «Гута-страхование» должна дать ответ, будет ли она использовать схему оперативного компенсирования ущерба туристам, пострадавшим от неисполнения обязательств туроператором ITC. «Мы направили в СК письмо, – отметил адвокат Илья Тугуев, представляющий интересы ITC. – Пока ответа нет, но полагаю, что, руководствуясь здравым смыслом, мы с «Гутой» придем к консенсусу». Уточним, что у ITC остались 46 клиентов, имеющих частично оплаченные туры, срок исполнения после 1 июня, когда вступает в силу договор страхования ответственности туроператора, заключенный с «Гута».
Получить комментарий в этой страховой компании 23–24 апреля не удалось. Однако наблюдатели предполагают, что в «Гута» предпочтут избрать ту же схему выплат, что и «Мегарусс-Д». Просто на том основании, что для страховщика это выгоднее.
Отметим, что страховая компания «Мегарусс-Д» по состоянию на 23 апреля, по словам заместителя гендиректора компании Анны Клочко, уже произвела выплаты по 123 претензиям клиентов приостановившего деятельность туроператора ITC на общую сумму около 5 млн рублей. Г-жа Клочко разъяснила, что всего компания приняла 195 обращений.
Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович сообщил, что опыт сотрудничества ITC и «Мегарусс» надо признать удачным.
«Сейчас мы с Всероссийским союзом страховщиков начинаем вырабатывать алгоритм действий, чтобы это происходило по накатанной, и тогда наш турист сможет вздохнуть гораздо свободнее», – сказал эксперт.
В АТОРе особо подчеркнули, что указанный механизм компенсации убытков можно применять, если суммы фингарантии (у ITC она составляла 30 млн рублей) точно хватает на всех туристов.
По мнению председателя Комитета по вопросам страхования в сфере туризма ВСС Галины Гуляевой, чтобы решение финансовых проблем было одинаково безболезненно как для туристов, так и для страховщиков, нужно создать пул страховых компаний, работающих с участниками туррынка. «Однако жестко ограничить количество страховщиков, действующих в этом сегменте, а сегодня их 59, по существующему антимонопольному законодательству пока невозможно», – сказала г-жа Гуляева. По ее словам, в случае создания объединения перестраховщиков, сами лидеры рынка страховых компаний будут отбирать партнеров по принципу надежности, поскольку идти на явные риски даже сильные представители бизнеса не хотят.
«Туризм в России как сегмент экономики не совсем здоров, и об этом свидетельствуют финансовые проблемы туроператоров. Такое положение вещей не дает страховым компаниям «спокойно спать». Требуется изменение правил, совершенствование законодательства», – подчеркнула Галина Гуляева.