Несколько изменений произошло на финском направлении в преддверии зимнего сезона. Сначала (в конце августа) пост руководителя Московского центра по развитию туризма Финляндии (МЕК) покинул Арто Асикайнен. По информации, поступившей в ИС «БАНКО», г-н Асикайнен вернулся в Хельсинки, где в местном отделении МЕК будет курировать Россию и страны Балтии. Его место в Москве теперь занимает Марья Мустаярви, которая до этого момента возглавляла офис центра в Питере. Операторы направления отметили, что уход Арто Асикайнена – грустное событие, так как он «много сделал для развития российско-финского туризма». Тем не менее, по их словам, г-жа Мустаярви заверила всех участников рынка, что будет придерживаться политики, установленной ее предшественником, следовательно, изменения могут быть лишь в лучшую сторону. «Кроме того, г-н Асикайнен все равно работает с Россией, поэтому нельзя сказать, что он совсем нас покинул», – добавляет Алексей Саломатов, гендиректор «Самико».
Параллельно игроки активно планируют зимние программы. И здесь наметились несколько противоречивые тенденции. С одной стороны, большим спросом в этом сезоне пользуются железнодорожные туры. Цифры наблюдатели называют разные, но в среднем интерес к такой перевозке повысился на 30% по сравнению с прошлым годом. Вероятная причина – возросшая осторожность клиентов к авиаперелетам. Отчасти поэтому компания «Лабиринт» решила поставить два поезда Москва – Рованиеми: на Новый год и Рождество вместо одного. Остальные участники рынка пока не планируют увеличения железнодорожной перевозки, но некоторые тоже делают ставку на поезда. В частности, «ПАК Групп» снова организует два поезда Москва – Каяни (на Новый год и Рождество) и один Москва – Ювяскюля – Куопио с 3 по 11 января. С другой стороны, несмотря ни на что, объемы авиаперевозки тоже возрастают. Главным образом чартерный рост ожидает Киттиля. «Ростревел» собирается увеличить емкости, в основном за счет поднятия туда из Москвы Боинга-757 («ВИМ-авиа»). Год назад компания ставила Боинг-757 лишь вместе с другими менее габаритными машинами. Также оператор будет летать по маршруту на Ту-154 («Газпром-Авиа»). Свой рейс до Киттиля, как и в том сезоне, консолидирует DSBW, правда, авиакомпания и модель самолета пока неизвестны. Не исключено, что объем тоже увеличится. И наконец, «Лабиринт» планирует собственный авиачартер Москва – Киттиля 29 декабря, 3 и 10 января. Имя перевозчика оператор пока не озвучивает. «Наш прогноз – прирост 15%, – комментирует Татьяна Зотова, коммерческий директор «Лабиринта». – В целом моя позиция сейчас – осторожный оптимизм».
Бум на Киттиля эксперты объясняют удачным расположением этого города к известному горнолыжному курорту Леви (14 км, в то время как от Рованиеми до него почти 170 км). «Спрос на Леви прошлой зимой повысился в два раза», – говорит Ирина Паленова, ведущий менеджер скандинавского отдела DSBW. Однако появление еще одного чартера участники рынка воспринимают сдержанно. «Я не думаю, что турпоток в нынешнем сезоне вырастет так уж ощутимо, – полагает Алексей Петров, гендиректор «Ростревел». – А перевозки на протяжении последних лет и так хватало».