По оценке экспертов, общая ситуация такова: количество рейсов на каждый из двух главных египетских курортов превышает потребность рынка примерно на 10 цепочек в неделю. Специалисты вспоминают, что в аналогичный период прошлого года еженедельно поднималось 30–40 чартеров и в Шарм, и в Хургаду, сейчас – 40–50. В связи с этим появились многочисленные СПО. Так, можно встретить предложения недельных туров на двоих в отель 3* за $599. И это при стоимости авиабилета примерно $300. Причину видят в том, что после серии терактов в Турции в августе поток туристов перераспределился на Египет. Чтобы минимизировать расходы, компании, работающие с обеими странами, уже в октябре переориентировали самолеты из Антальи в Хургаду и Шарм-эш-Шейх. «Многие операторы после неудачного сезона в Турции решили получить компенсацию в Египте. Но это совершенно другая страна, там не так много отелей. Положительный исход возможен при очень благоприятном стечении обстоятельств», – комментирует Рабсон Мамедов, гендиректор «Мостравел». К слову, в 20-х числах октября начинается Байрам – праздник по случаю окончания Рамадана. Традиционно в этот период номерной фонд курортов уменьшится еще сильнее из-за потока египтян.
По мнению наблюдателей, смена коней на переправе была несколько опрометчивой. Вероятно, это стоило бы сделать раньше, сразу после турецких событий, когда на существующих египетских бортах не было свободных мест. «А сейчас – низкий сезон. В итоге рынок буквально обрушился», – считает Геннадий Косарев, гендиректор «Фреш Трэвел». «Обидно, что после продуктивного сентября такой провал в октябре», – добавляет Светлана Голубичная, руководитель египетского отдела ICS.
Отчасти из-за воздушного профицита игрокам сложно строить прогнозы на зиму, впрочем, как и рассуждать о дальнейших чартерных планах. «Вы поймите, каждую неделю все меняется, консолидаторы смотрят и на ходу решают, снять ли какой-нибудь борт, объединиться с кем-нибудь или же оставить все как есть», – говорит Михаил Иоффе, руководитель египетского департамента «Турэнергосервис». Кроме того, у большинства операторов сейчас круглогодичные программы, которые осенью просто подвергаются расширению. Как правило, все остаются с прежними перевозчиками. В частности, TEZ TOUR – с «Атлант-Союзом», «Трансаэро», «Авиалиниями-400»; «Мостравел» – с «Атлант-Союзом» и «ВИМ-авиа»; «Пегас» – с «ВИМ-авиа», S7; «Корал» – с «Атлант-Союзом», «ВАСО», «ВИМ-авиа».
Кстати, пока отложен чартер до Луксора. «Ноябрьские праздники в последние годы не пользуются спросом. А после и вовсе наступает тяжелое для Египта время. Поэтому мы решили стартовать в конце декабря», – объясняет Алексей Сергеечев, вице-президент «ИнтАэр».