Собственники хотят только выйти из бизнеса без уголовных перспектив
«Отдам операторскую компанию в добрые руки. Ну, или в какие угодно…».
Это сейчас голубая мечта многих предпринимателей туристического рынка. Они предлагают свой бизнес фактически бесплатно (за символические деньги), чтобы вместе с ним передать новым владельцам долги и кредиты. Ситуация на рынке не позволяет надеяться на то, что эти финансовые бреши удастся перекрыть оборотными средствами и продолжить работу или даже просто свети концы с концами, а потом тихо закрыть фирму.
Кто ищет «поглотителя»
Остановить производство и продажи без ущерба для клиентов сейчас удается считанным единицам (так, недавно эту филигранную операцию провели собственники «Коннайсанс Тур»).
Большинство же предпринимателей, которые хотели бы закрыть бизнес, понимают: для них это означает срыв оплаченных туров, эвакуацию клиентов из-за границы на средства «Турпомощи», почти гарантированное уголовное дело, арест – и неизвестно что дальше. Все это – независимо от возможного количества пострадавших и от того, получат ли они компенсации.
«Ко мне в этом году приходили уже человек десять желающих продать туроператорскую компанию за 1 у. е.», – сказал корреспонденту HotLine.Travel известный в туристической среде предприниматель, пожелавший остаться неназванным.
Несколько подобных предложений получал Дмитрий Шевченко, гендиректор ICS Travel Group. «Речь шла о фирмах с небольшими объемами, тяготеющих к узкой географической специализации на выездных направлениях», – пояснил г-н Шевченко.
«Вот буквально две недели назад я общался с коллегой, который хочет освободиться от своего предприятия. И это далеко не первое обращение.
«Суммы долгов у компаний начинаются от $300 тыс. В 90% случаев это задолженности перед отельерами и зарубежными принимающими партнерами»,
– говорит гендиректор Space Travel Артур Мурадян.
Прослеживается закономерность: нишевые и субмассовые компании предлагают поглотить себя игрокам со средними объемами турпотоков, которые при этом уже имеют опыт сделок с готовым бизнесом. Очевидно, продавцы (или как их назвать?) понимают, что их наработки вряд ли заинтересуют гигантов поточного туроперейтинга. «Мы подобных предложений пока не получали», – сообщила гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. То же самое говорят топ-менеджеры других компаний-тяжеловесов.
Впрочем, приходится констатировать, что проблемный туроператорский бизнес в аутгоинге вообще никому не нужен, даже бесплатно. Надежных активов там нет, отметил Артур Мурадян, собственники говорят о неких клиентских базах, о штатах квалицированных сотрудников, но все это эфемерно: сегодня, может, и есть, а завтра легко исчезнет.
Кто готов покупать
Между тем, нельзя утверждать, будто бы в отрасли вообще отсутствует спрос на готовый туроператорский бизнес. Например, гендиректор «Мультитура» Алексей Высоканов охотно купил бы компанию с наработками в сфере организации экскурсионных программ по России – Москва, Санкт-Петербург, Золотое Кольцо и т. д. «Организовать этот бизнес в своей компании с нуля мы не можем, – признает г-н Высоканов. – Но и вариантов с покупкой пока не нашли».
А гендиректор UTS Group Алексей Крылов говорит, что сам получал предложения о продаже бизнеса. «На нас через консалтинговые компании выходили потенциальные покупатели из-за рубежа, – поясняет Алексей Викторович. – Они считают, что сейчас самое время поглощать российских туроператоров, поскольку из-за кризиса все дешево. Я ответил:
«Хотите купить дешево – берите то, что завтра не будет работать. А перспективные проекты в любом случае стоят денег, и собственники не спешат с ними расставаться».
Инструмент устрашения
Возвращаясь к вопросу о том, как же все-таки закрыть туроператорский бизнес и не попасть за решетку… Наверное, легитимный выход могла быть дать предпринимателям только власть, но она именно в этом меньше всего заинтересована. В силу явной безуспешности попыток довести до ума туристическое законодательство, чтобы юридически защитить потребителя и обеспечить некую профилактику туроператорских крахов, государство использует уголовные процессы и аресты как средства устрашения для потенциальных банкротов.
И это работает. На рынке все вроде бы тихо – во всяком случае, пока.
Вы владелец турфирмы? Участвуйте в опросе HotLine.Travel