Кризис авиапроизводителя может привести к дефициту самолетов
Аэрокосмический салон, проходящий в Ле-Бурже с 17 по 23 июня, стал холодным душем для «Боинга». За первые три дня корпорации удалось заключить только один контракт на 30 широкофюзеляжных лайнеров Dreamliner, притом что ранее счет проданных самолетов всех типов шел на сотни. Твердых заказов на новейший «Боинг 737 MAX» пока нет вовсе, сделано только заявление о намерениях поставить 200 таких бортов в ряд авиакомпаний в 2023 году. Руководитель концерна Деннис Мюлленбург принес извинения за две авиакатастрофы «Максов» – в Индонезии в октябре прошлого года и в Эфиопии в марте нынешнего. Он обнадежил, что к 2020 году постараются устранить технические проблемы с лайнером, эксплуатация которого приостановлена по всему миру. Тем временем авиакомпаниям, делавшим ставку на «Боинг», приходится перекраивать планы по обновлению авиапарков. Не грозит ли теперь перевозчикам, как в России, так и в мире, дефицит самолетов?
CEO концерна Boeing Деннис Мюлленбург: возвращение на рынок Boeing 737 Max – главная задача компании
«Победа» на распутье
На масштабные поставки «Боингов 737 MAX» рассчитывал лоукостер «Победа». В этом году он намеревался получить пять лайнеров этого типа, а до 2021-го – еще 15.
Конечно, перевозчик может поменять заказ на «Боинги 737 800 NG», из которых сейчас и состоит весь его воздушный флот. Однако если в обозримой перспективе технические проблемы с «Максами» удастся преодолеть и этот тип самолетов снова станет доступен покупателям, решение окажется не самым рациональным, говорят наблюдатели. Ведь придется долгие годы летать пусть и на современных лайнерах, но не самой новейшей модели, как планировалось.
Альтернатива – приобретение «А320 neo» – также вряд ли подходит российскому лоукостеру. Эксплуатация двух разных типов самолетов – «Боингов» и «Аэробусов» – приведет к неминуемому увеличению затрат, что критично для экономики низкобюджетного перевозчика.
Эксперты в области авиации не исключают, что до прояснения ситуации с «Боингами 737 MAX» «Победе» придется отказаться от планов по наращиванию парка, а значит и от амбициозных намерений по расширению маршрутной сети.
Малые цифры
Что касается других отечественных авиакомпаний, то единственным эксплуатантом «Боингов 737 MAX» на сегодня выступает S7. У нее две машины этого типа, планировалось получить еще семь до конца 2020 года. Кроме того, в этом году один «Макс» должен был поступить в Utair, в «Уральские авиалинии» – два, сроки не уточняются.
Эксперты полагают, что отсутствие в 2019-м поставок «Максов» не приведет отечественные авиакомпании к серьезному кризису, ведь заметной доли «Максов» в их парках не предполагалось. Вариантов действий у перевозчиков достаточно. Например, до прояснения ситуации с «Боингами 737 MAX» взять в краткосрочный лизинг самолеты со сходными характеристиками. Или временно отказаться от вывода из эксплуатации старых бортов, которые планировалось заменить «Максами».
Добавим, авиакомпании, аффилированные с крупными туроператорами, пока вовсе не объявляли о планах приобретения «Боингов 737 MAX». Для чартерных перевозок по туристическим маршрутам брать в лизинг или покупать столь дорогостоящую новую авиатехнику вряд ли экономически оправданно, говорят наблюдатели.
***
В то же время мировую гражданскую авиацию в 2019 году неизбежно ожидает снижение темпов роста пассажиропотоков, прогнозируют эксперты. Ведь «Макс» успел стать самой продаваемой моделью «Боинга», число заказов на него превышает 4,5 тыс. единиц, некоторые авиакомпании делали ставку на масштабное пополнение парков такими бортами уже в этом году.