Вице-президент «Опоры России» объяснил взаимосвязь перевозки в Турцию, доступности курортов РФ и перспектив банкротств на рынке
В борьбу за паритет в небе российских перевозчиков с иностранными вступила общественная организация «Опора России». Это может означать, что силы, отстаивающие национальные интересы в сфере гражданской авиации и туроперейтинга, даже временно не хотят отдавать рынок зарубежным конкурентам. Если рассмотреть вопрос в практической плоскости, то он подтверждает версию: Минтранс до сих пор не согласовал весь запрошенный объем перевозки из РФ для Turkish Airlines и не принял окончательное решение по допуску новых авиакомпаний, созданных в Турции специально под российский рынок.
Редакция TourDom.ru получила копию письма, направленную вице-президентом «Опоры России» Алексеем Кожевниковым министру транспорта РФ Виталию Савельеву. Основные тезисы:
– российская авиаотрасль и туроператоры столкнулись с серьезным экономическим давлением;
– в связи с ограничением воздушного пространства на юге страны это направление стало убыточным. Увеличилось время в пути, возросли и расходы на выполнение рейсов. Себестоимость авиабилетов в Сочи на летний период выросла в 2 раза (на данный момент – 24 тыс. руб.), что отразилось на стоимости туров и спровоцировало уменьшение турпотока;
– туроператоры, вложившие денежные средства в номерной фонд на территориях, где закрыты аэропорты – в Анапе, Геленджике, Симферополе, не имеют возможности в полном объеме исполнить свои обязательства перед отелями и перед туристами;
– такое положение дел грозит возникновением существенных убытков у авиакомпаний и туроператоров;
– в этой ситуации государству важно поддержать направления туризма, которые реально работают, в том числе и международные;
– до нынешнего года 80% зарубежной перевозки выполнялось на рейсах отечественных авиакомпаний, только в Турцию вылетало более 300 самолетов в неделю. Сейчас отечественные перевозчики осуществляют лишь 20 вылетов из-за отсутствия со стороны турецких властей гарантий, связанных с заправкой, обслуживанием и безопасностью воздушных судов;
– сегодня турпоток из России пытаются перехватить иностранные авиакомпании и туроператоры;
– необходимо поддержать российские авиакомпании и туроператоров в вопросах паритета перевозки наших туристов в зарубежные страны, такие как Турция, Египет, Арабские Эмираты. Это позволит загрузить мощности российских перевозчиков и предотвратить массовые банкротства на рынке.
Ранее эксперты высказывали TourDom.ru оценку происходящего – туроператорский бизнес в России разделился «по национальному признаку». За счет ограничений для российских перевозчиков и связанных с ними туроператоров инициативу получили компании, имеющие бенефициаров в Турции. Согласно плану, появившемуся еще в марте, Turkish Airlines разделит в равных пропорциях блоки по 400 тыс. мест между туроператорами ANEX Tour, Coral Travel и Pegas Touristik. По данным источников TourDom.ru, эти компании неохотно раздают блоки конкурентам. В частности, по неподтвержденной информации, Fun & Sun не может получить запрашиваемую квоту мест от партнеров Turkish Airlines, несмотря на ходатайство Ростуризма. Самый крупный туроператор, владельцы которого связаны с Россией, Библио-Глобус, остается в пределах начавшейся 9 апреля программы перелетов из Жуковского на Red Wings. Другие компании с российскими корнями испытывают сложности с получением чартерной перевозки на популярные турецкие курорты. Между тем именно турецкий турпродукт является системообразующим для турбизнеса в летний сезон. Без него на рынке могут происходить необратимые процессы.
В то же время партнеры Turkish Airlines также вряд ли довольны происходящими событиями: им пришлось экстренно сворачивать программы из-за начала спецоперации на Украине, общие убытки за этот период оцениваются в 65 млрд руб. – безусловно, большая часть расходов легла на плечи именно этих туроператоров. Из-за затягивания выдачи разрешений на полеты Turkish Airlines на рынке царит неопределенность. Турагенты неохотно рекомендуют своим клиентам покупать туры, пока программы не стартовали и не показали стабильность. Первые рейсы загружаются в основном за счет переносов не состоявшихся ранее туров. Несмотря на то что позиция партнеров Turkish Airlines считается на рынке выигрышной по объему кресел, для восстановления экономики туроператоров этого все равно недостаточно.
Как полагают специалисты, вопрос паритета перевозки для российских и иностранных участников рынка носит прежде всего политический характер. Поэтому решаться он будет соответствующим образом, согласно текущим интересам переговорного процесса, напрямую с туризмом не связанным.