Растущая конкуренция с Турцией и худеющие кошельки делают прогнозы на лето противоречивыми
В Греции начался высокий сезон. Отели заполнены туристами, везде звучит русская речь, но прогнозы на лето противоречивы. С одной стороны, есть тенденция к спаду турпотока из России и экономии расходов на месте. С другой – туроператоры рассчитывают увеличить объемы. В чем причина расхождений и какие перспективы на это лето?
Прекрасна, но не дешева
Если посмотреть статистику, то по итогам прошлого года спад турпотока в Грецию из России составил 5,5%. В этом году тенденция продолжилась. Так, по данным аэропорта Ираклиона, в мае Крит принял на 20% меньше гостей из России, чем годом ранее. Уже в начале сезона туроператоры отказались от некоторых заявленных программ. Например, в июне Coral travel снял цепочку рейсов из Москвы в Ханью, а также из Самары в Ираклион. Причина – недостаточный спрос.
Очевидно, что в борьбе за российских туристов Греция в первую очередь конкурирует с безвизовыми и зачастую более доступными по цене направлениями – Турцией и Тунисом. При этом возможности Греции в этом противостоянии ограниченны.
Вице-президент Aldemar Resorts Александр Ангелопулос в интервью HotLine.travel объяснил причины. Во-первых, курс турецкой лиры к евро и рублю находятся в постоянном колебании. Для людей, для которых стоимость отдыха имеет главное значение, всегда будут препятствия для путешествия в еврозоне. Во-вторых, в Греции выше НДС – 24% против 8% в Турции. И это определяет уровень цен на размещение и другие услуги, который в странах Евросоюза выше, чем за его пределами. «С другой стороны, курорты в еврозоне безопаснее, гораздо богаче по культуре и позволяют получить более целостные и интересные впечатления. Мы понимаем, что цена всегда является важным фактором, но по большому счету путешествие – это прежде всего исследование нового, а не только возможность отдохнуть», – отмечает Ангелопулос.
По его словам, есть надежда, что новое правительство Греции уменьшит НДС для отельеров. Что касается виз, то в последние годы грекам удалось отладить систему их оперативной выдачи. В городах России работает 32 визовых центра, документы рассматриваются в течение 3–5 дней. Кроме того, греческое консульство считается одним из самых лояльных. По информации туроператоров, туристы, уже имевшие «длинные» визы, нередко получают пятилетние шенгены, что привлекает клиентов.
Осталось только продать
Несмотря на прошлогодний спад, ряд туроператоров этим летом рассчитывают удержать показатели по Греции на том же уровне или даже превзойти их. Такие планы, судя по публикациям на TourDom.ru, например, у «Музенидис Трэвел». А в TEZ Tour Greece HotLine.travel сообщили, что планируют увеличить объемы на 5–10% относительно прошлого года. По словам руководителя компании Димитриса Харитидиса, никакого противоречия нет. Да, рынок в целом вряд ли вырастет, но компания рассчитывает увеличить свою долю, воспользовавшись тем, что другие игроки оптимизировали свои объемы и сосредоточились на приоритетных для себя направлениях. Впрочем, он справедливо замечает: чтобы планы стали реальностью, дополнительные 5–10% мест в самолетах теперь нужно еще и продать.
Цена или качество?
Это непростая задача, так как покупательная способность клиентов снижается. Причем, как отмечают греческие отельеры, такая тенденция характерна не только для России, но и для всей Европы. «В цифровую эру работу все чаще выполняют машины, количество рабочих мест сокращается. И как результат, весь рынок сейчас плохо себя чувствует. Люди меньше зарабатывают и меньше тратят на отдых, многие вынуждены делать выбор в пользу цены, а не качества», – говорит Александрос Ангелопулос.
Похудевшие кошельки туристов нашли свое отражение в статистике. По данным Конфедерации туризма Греции, сейчас один иностранный гость тратит в среднем 520 евро, это на 30% меньше, чем в 2005 году. Перед отельерами Эллады из года в год встает вопрос – как оптимизировать затраты? В приватных разговорах греческие отельеры заверяют, что «косты» режут, но не в ущерб интересам туристов. «Лучше сэкономить на стрижке декоративного кустарника и разбить газоны, чем уронить качество сервиса», – отмечают они.
Распродажам быть
Судя по масштабному сокращению полетных программ в Турцию, которые в июне проводили туроператоры по Турции в регионах, даже на самом массовом выездном направлении есть проблемы со сбытом. По данным турецких СМИ, уже сейчас отельеры обсуждают необходимость выпуска спецпредложений для России и Германии. «Цены должны снизиться минимум на 25–30%», – пишет TurizmGunsel. А это значит, что в июле – августе рынок весь рынок выездного туризма в России ожидает новый виток ценовой конкуренции – распродажам быть.