Кто следующий?
Этим летом уходили и туроператоры, и турагенты, и центры бронирования, выполнявшие роль платежных посредников между первыми и вторыми. Так как впереди зима – традиционно сложный период для туротрасли, – редакция HotLine.travel решила выяснить, что предпринято по итогам крахов лета-2018, в чем причины и ждать ли новых скандалов.
Трава и динозавры
Причины очередной цепочки крахов в туризме следует искать не в сфере уголовного права, а в области экономики. Если в нулевых турбизнес активно развивался, то начиная с 2014 года рынок организованных туристических поездок порядком «сдулся». Это видно даже по официальной статистике. Если в 2014 году в Испанию наши сограждане с целью туризма съездили 1,140 тыс. раз, то в 2017-м количество поездок составило 929 тыс., т.е. налицо спад в 19%. Кстати, это еще немного. «Дно» наблюдалось в 2015 году, когда турпоток на европейских направлениях снизился едва ли не вдвое. Конечно, где-то наблюдается обратная ситуация. Например, в Доминиканскую Республику наши туристы стали ездить гораздо чаще: количество поездок за четыре года увеличилось со 160 тыс. до 230 тыс. Но не будем забывать, как достигаются эти показатели. Крупнейшие туроператоры, которые за время «тучных» нулевых обзавелись аффилированными авиакомпаниями, заинтересованы в стабильной загрузке взятых в лизинг самолетов. Минимальная цена на тур в ту же Доминикану из-за этого всё время балансирует на уровне себестоимости перевозки. Постоянный демпинг и ценовые войны истощают ресурсы туроператоров, и в итоге кто-то не выдерживает и покидает рынок. Ситуация осложняется тем, что собственники и руководители компаний не имеют бизнес-образования и зачастую точно не знают, где находится та грань, за которую ни в коем случае нельзя заступать. Финансовый учет, риск-менеджмент – всё это налажено плохо, поэтому глубина пропасти становится понятна.
В итоге уйти без скандала пока получается только у компаний, аффилированных с крупными иностранными холдингами. В 2009 году в России закрылся турецкий туроператор GTI, выполнив все обязательства перед туристами и партнерами. В, казалось бы, благополучном 2012 году с российского рынка ушел швейцарский концерн Kuoni, с 2007 года владевший российской компанией «Мегаполюс Турс». У европейцев так и не получилось понять, как можно системно годами работать в убыток в расчете на то, что конкурент умрет первым. В одном из интервью руководитель «Мегаполюс Турс» Эдуард Кузнецов охарактеризовал ситуацию на рынке так: динозавры съели всю траву и в отсутствии кормовой базы принялись друг за друга. Слова оказались пророческими. Разоряться начали не только туроператоры, но и авиакомпании. В 2015-м остановила работу «Трансаэро», а в 2017-м – «ВИМ-Авиа». Обе ориентировались именно на туризм.
Туристы уходят в Интернет
Бизнес-модель, выстроенная в расчете на постоянный рост выездных турпотоков, оказалась несостоятельной. Но это не единственная причина крахов. Бурное развитие интернет-торговли не обошло стороной и туризм. По словам экспертов, знакомых со статистикой выдачи виз, до 50% турпотока в ту же Испанию дают именно самотуристы, приобретающие услуги вне турпакетов. Есть все основания предположить, что тенденция продолжится. Включается такой фактор, как доверие. Вернее, его отсутствие. Зачастую покупка билета на сайте авиакомпании и бронирование отеля через Booking.com выглядят надежнее, чем обращение к профессиональным участникам туррынка – турагентам и туроператорам. Туристы просто напуганы чередой скандалов в отрасли. Аргумент о том, что банкротства затронули лишь ее малую часть (это действительно так, ведь крупные игроки устояли), действует плохо.
Лето-2018. Посадки где?
Совсем недавно, в октябре, тему крахов в туризме обсуждали на экспертном совете в Госдуме.Выступили представители Ростуризма, Управления экономической безопасности МВД России, прокуратуры. Правоохранители проверили 14 туристических компаний, которые не выполнили своих обязательств перед туристами минувшим летом. Это юрлица, работавшие под брендами PolarTour, DSBW-Tours, «Интрэвел Столешники», «Аврора-БГ», «Матрёшка-Тур», «Натали Турс» и др. В большинстве случаев состава преступления не обнаружили. Возбуждено пока только два уголовных дела, что вызвало явное неудовольствие руководителя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаила Дегтярёва. «Мы ждём посадки!» – заявил он, выслушав доклады правоохранителей.
Опыт лета 2014 года, когда туристические компании тоже разорялись одна за другой, показывает, что уголовные дела обычно заканчиваются ничем. Даже несмотря на широкий резонанс и административное давление, Фемида не смогла доказать злого умысла в действиях руководителей и собственников туркомпаний. Проведя под домашним арестом от нескольких месяцев до нескольких лет, все «сидельцы» 2014 года в итоге вышли на свободу. Многие из тех, кто обанкротился тогда или сейчас, проработали в туризме по 20–25 лет и даже больше. Если бы они действительно задумывали кинуть клиентов, вряд ли тянули так долго. Даже полицейские признают, что карательные меры не эффективны и не избавят рынок от недобросовестных участников. «Мы бьем по хвостам, а надо работать на упреждение», – сказал на заседании экспертного совета Олег Ким, начальник управления «П» УЭБиПК МВД России.
Что дальше?
Спрогнозировать ситуацию редакция предложила тем, кому, по их собственным словам, уже нечего терять. Карен Гончаров, в недавнем прошлом руководитель туроператора DSBW-Tours, уверен – банкротства могут затронуть любую часть туррынка. И туроператоров, и турагентов. По его словам, причина в том, что доходы населения снижаются. И в этих условиях изменилась модель поведения клиентов. Кто-то вовсе отказался от такой роскоши, как отдых в Европе или у теплого моря, и предпочитает тратить деньги на что-то более необходимое. А кто-то, как уже сказано выше, путешествует самостоятельно.
Владимир Воробьёв (экс-президент «Натали Турс») считает, что рынок дошел до такого состояния, когда отжимать доли у более мелких конкурентов крупные игроки уже не могут. Нишевых туроператоров почти не осталось. «Дальнейший процесс, возможно, пойдет по пути слияний и поглощений», – прогнозирует Воробьёв. Это не означает, что скандалы прекратятся. И тут многое будет зависеть от воли государства. «Я лично за то, чтобы навести порядок. Мне-то терять нечего», – заявил Воробьёв. Инструменты у государства есть. К туроператорам уже предъявляются очень жесткие требования (фонды «Турпомощи», фингарантии и т. д.), вопрос только в контроле за их тщательным исполнением. Что касается турагентов, то, возможно, скоро мы увидим какой-то аналог обязательного реестра и для них. Билет на право заниматься турбизнесом определенно подорожает.