Рейтинг популярности туристических направлений
Когда что-то серьезное происходит в Турции, это неизбежно влияет на весь туристический рынок. К примеру, в 2019 году турецкие отельеры резко повысили цены. Посмотрим, как изменился расклад сил в прогнозном рейтинге популярности направлений на лето, который подготовлен медиахолдингом «БАНКО» по результатам опроса специалистов 531 турфирмы Москвы и Московской области.
Где убыло
Конечно же, Турция остается самым массовым направлением выездного туризма и по-прежнему занимает в топ-листе первую строчку. Но рейтинг страны снизился: накануне лета-2019 за нее проголосовали 23,9 % участников опроса «БАНКО», это на 2,7 % меньше, чем годом ранее. Причину эксперты видят именно в повышении гостиничных тарифов: отели подорожали на 20–30 % и более. И хотя в массе своей путешественники всё равно не находят альтернативы турецким курортам, предложенные цены вызывают некий протест, отток клиентуры чувствуется.
Так совпало, что в этом году заметно подорожали и туры в Грецию, которая традиционно занимает в рейтинге направлений вторую строчку. Тут уже дело не только в индексации гостиничных прайсов, хотя местами она происходит, – одни отели делают апгрейд сервиса, другие в отложенном режиме реагируют на возросший НДС. Но больше сказывается другой фактор – туроператоры, несколько сезонов терпевшие убытки из-за сумасшедшей ценовой конкуренции за Грецию, повели себя в этом году более осторожно. Общий объем перевозки на направлении снизился как минимум процентов на 20. Соответственно, горящих билетов стало значительно меньше, и турпакеты предлагаются по реальной, а не по остаточной стоимости. Цепная реакция клиентов и турагентств отразилась в рейтинге: Грецию назвали в числе своих приоритетных направлений 19,9 % опрошенных турфирм – на 3 % меньше, чем в ходе аналогичного исследования за прошлый год.
Если где-то убыло, значит, где-то наверняка прибыло. Так и есть, голоса респондентов, недополученные Турцией и Грецией, распределились между тремя другими направлениями.
Где прибыло
В частности, рейтинг Испании вырос на 2,7 % и страна поднялась в топ-листе с четвертого на третье место. Кипр прибавил в весе 1,1 %, набрав 12,3 % голосов, – таким образом, он тоже в накладе не остался, хотя уступил Испании рейтинговую бронзу и выбыл из тройки лидеров. Положительную динамику показывает также Италия – сейчас в активе этого направления 6,7 % голосов московских турфирм, на 2 % больше, чем год назад.
Что касается Испании и Кипра, здесь в 2019 году не произошло серьезных ценовых перемен, так что на фоне дорожающих Турции и Греции эти страны отдыха смотрятся более выгодно, нежели год назад. Особенно Кипр, где средний чек значительно ниже, чем на остальных пляжных направлениях Европы, и вполне сопоставим с турецким. Хотя из-за разницы в форматах сервиса расходы клиентов на курортах острова гораздо выше, чем в Турции.
Особого разговора заслуживает Италия. На этом рынке, как и на греческом, снизился накал конкурентной борьбы, утих демпинг, которым туроператоры изматывали себя ранее (что поспособствовало прошлогоднему банкротству сразу двух заметных игроков направления – «Натали Турс» и «Данко»). В результате ценовая планка поднялась до естественного для Италии уровня. Но вырос и рейтинг – 6,7 % опрошенных «БАНКО» турагентств столичного региона упомянули эту страну в числе своих приоритетов на лето-2019.
По мнению экспертов, дело в том, что Италия в отличие от Греции прирастает перевозкой. Лоукостер «Победа» заявил новые рейсы и добавил частоты из Москвы в целый ряд итальянских регионов, повысили активность и другие регулярные компании. Туроператоры активно используют их билеты для формирования программ. Новые варианты перелетов, особенно бюджетные, разнообразные SPO и яркие маркетинговые акции перевозчиков подогревают интерес туристов к направлению. Эксперты отмечают рост спроса в экскурсионном сегменте, по части пляжных туров перспективы продаж пока не ясны.
Островки стабильности
Теперь о туристических направлениях, чьи позиции в рейтинге популярности стабильны. Это Тунис и Россия, которые фигурируют в средней части таблицы, занимая пятое и седьмое места. Обе страны набрали в ходе очередного опроса «БАНКО» столько же голосов, как и год назад (8,6 % у Туниса и 3,9 % у России).
Тунис эксперты предлагают воспринимать как альтернативу летнему Египту, своя клиентура у направления есть, объем ее фактически не меняется, как и рейтинг.
Что касается отечественных курортов, здесь эксперты отмечают рост турпотока – даже по окончании акций раннего бронирования динамика продаж опережает прошлогодние показатели. Так что по итогам сезона Россия может занять более высокие позиции в рейтинге популярности туристических направлений.
И другие…
Замыкают прогнозный топ-лист популярности несколько стран, чьи показатели находятся в диапазоне 0,6–1,6 % голосов. Черногория стабильна, Болгария и Доминикана с Таиландом сдают позиции. А вот Египет и Франция, которые сейчас засветились в нижней части таблицы, год назад в ней отсутствовали. И тот факт, что рейтинг расширяется, наблюдатели считают добрым знаком: клиент всё-таки хочет разнообразия. Несмотря на то что кризисные явления в экономике приобрели хронический характер и ситуация на валютном рынке остается непредсказуемой.
Рейтинг популярности направлений туризма
(прогноз на сезон лето-2019)
Направление
|
Лето 2019, % |
Лето 2018, % |
+/- |
Турция | 23,9 | 26,6 | ▼ 2,7 |
Греция | 19,9 | 22,9 | ▼ 3 |
Испания | 13,3 | 10,6 | ▲ 2,7 |
Кипр | 12,3 | 11,2 | ▲ 1,1 |
Тунис | 8,6 | 8,5 | ▲ 0,1 |
Италия | 6,7 | 4,7 | ▲ 2 |
Россия | 3,9 | 3,7 | ▲ 0,2 |
Черногория | 1,6 | 1,4 | ▲ 0,2 |
Болгария | 1,4 | 2,2 | ▼ 0,8 |
Доминикана | 0,7 | 1,9 | ▼ 1,2 |
Египет | 0,7 | – | – |
Франция | 0,7 | – | – |
Таиланд | 0,6 | 2 | ▼ 1,4 |
В таблице представлен рейтинг популярности направлений, подготовленный Службой «БАНКО» в качестве прогноза на сезон лето-2019. Он приводится в сравнении с аналогичными исследованиями, сделанными накануне сезона лето-2018. Все данные получены в ходе опроса топ-менеджеров 531 турфирмы Москвы. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы «БАНКО». За 100 % было принято общее число упоминаний всех направлений.
Как считаются некоммерческие рейтинги «БАНКО»
В период с 8 по 18 апреля медиахолдинг «БАНКО» провёл опрос турагентов для составления рейтингов предпочтений сотрудничества – прогноза на сезон лето-2019. Профессиональные интервьюеры опросили специалистов 531 туристической компании Москвы и Московской области, основываясь на реестре турагентств, размещённом на сайте «Турпомощи».
Турагентам было предложено ответить на традиционные вопросы: «По каким направлениям туризма вы планируете активно работать в сезоне лето-2019?» и «Какие туроператоры, по вашему мнению, являются наиболее перспективными для сотрудничества на предстоящий сезон лето-2019 и достойны занять лидирующие позиции по данному направлению?» На основании высказываний респондентов из Москвы и Подмосковья редакция составила рейтинг популярности направлений и рейтинги предпочтений сотрудничества.
При подсчёте результатов за 100 % было принято общее число упоминаний всех туроператоров по рассматриваемому направлению туризма. В лидерские списки вошли компании, набравшие десять и более голосов.
Если разница между показателями участников составляла не более 0,5 % голосов, то во время подготовки рейтингов к публикации она принималась за статистическую погрешность, а результат трактовался как одинаковый, равный.
Зелёные и красные стрелки в таблицах указывают, насколько повысился или понизился результат в сравнении с прошлогодним..